Сейчас уже наверное только ленивый не опубликовал какой-нибудь тест операционников, вот и я решил сделать маленький обзорчик мурзилочного типа о бюджетных операционниках, которые у меня накопились в связи с тем, что мне дали поиграть бюджетный цап-звуковую карточку Musical Fidelity V-DAC. Класс устройства вполне типичный и тем интереснее выяснить, что даст там замена операционников. Сам v-dac исключительно удобен для экспериментов - во-первых внешний, а во-вторых играет весьма ровно. Родной не5532 был выпаян (с согласия хозяина, разумеется
), а на его место вкорячена цанговая панелька dip8, в которой можно очень быстро менять опера.
Еще для очистки совести емкость в питании цифровых цепей 1792 была заменена на оскон.
Заодно и лишняя возможность проверить хваленые бериллиевые пищалки Scan-Speak Illuminator в полевых условиях. Сразу скажу, чтобы больше не возвращаться к ним, разрешение у динамиков и впрямь оказалось отличным.
Сразу предупрежу любителей "слушать глазами" по rmaa, что они могут смело проходить мимо и дальше не читать, поскольку я считаю, что сравнивать искажения на уровне ниже 100Дб (а там намного ниже) - ересь полная. На слух это уже никак не регистрируется, а искажения, вносимые усилителем и тем более акустикой, намного их превосходят => ценность подобных измерений нулевая. Как из таких графиков выводятся различия в звучании приборов, мне не понятно. Поэтому пусть этим творческим он@низмом занимаются те, кому сие нравится.
Однако, никто не будет спорить, что разные операционники имеют свой характерный звуковой почерк, который ко всему прочему может еще зависеть и от конкретной схемы. Тем не менее некоторая повторяемость характерных особенностей для каждого имеет место, что вполне можно оценить; в противном случае, сравнения затевать было бы бессмысленно, да и дискуссии на эти темы давно бы прекратились.
Опера сознательно выбирались только сдвоенные, поскольку их проще всего менять и стоят они недорого.
Ставить в девайс такого класса 2хAD797, наверное, никому в голову не придет.
На объективность и истину в последней инстанции тоже не предендую, в других устройствах результаты могут быть иными. В кривоватой продиджи, например, приоритеты у меня были другими, но тем интереснее тест в нейтральном девайсе.
Собственно тест:
Акустика: отстроенная и обмеренная двухполоска на сканспике, ачх укладывается в полку 2Дб (не +/-2Дб, а 0/-2Дб ! по clio) = в их нейтральности можем не сомневаться.
Опера:
NE5532, AD823, AD826, LM4562, JRC 4580D, LT1364, OPA2134, OPA2132, OPA2604, LT1469
художественная композиция:
http://album.foto.ru:8080/photos/or/165554/782446.jpg (1500x997, 1207,6Kb)
вездесущий 5532 (фор-аудио):
настоящая классика оперостроения! Разрешение не высокое, заментная грязь по верхам, явный акцент на верхней середине из-за чего играют энергичнее и живее остальных, но могут утомлять. Простовато, но отвращения не вызывают даже на приличных колонках, а если акустика не дороже этого ЦАПа, то трогать их смысла нет. Лично мне по совокупности свойств нравятся; несмотря на косяки, есть в них какая-то Божья искра. Музыкальные!
АД826
разрешение хорошее даже очень, микродинамика после предыдущего очень выразительна. Общая тональность однако не нравится, появилась какая-то гулкость - у меня такой звук вызывает ассоциации со старыми колонками в больших незадемпфированных деревянных ящиках
AD823
тоже довольно популярный опер, примечателен своей фазолинейностью.
Легкая тенденция к гулкости также присутствует, но уже не напрягает, как у предыдущего, но все же совсем нейтральным назвать нельзя. Локализация образцовая, инструменты собирает фактически в точки, из-за чего сцена даже какой-то пустоватой становится. Хорошо передает тембр. Пожалуй к дешевому ЦАПу его не стоит лепить, а вот с хорошим мультибитом он определенно развернется. Недаром этот прибор так нравится Д.Андронникову.
4562
очень популярный опер и догадываюсь почему. Присутствует странное эхо вокруг инструментов, наподобие микрофонного эффекта. На дешевой технике это может произвести впечатление, что стало выше разрешение на серединке и теперь слышна акустика зала и всякие полезные реверберации, что подчеркивает объемность саунда. В свое время в pci-звуковушках с ним экспериментировал, тоже возникло подозрение, что что-то здесь не так, но с хорошими динамиками и картой помоднее все сразу понятно. Однако, в остальном вопросов к нему нет. Тем более, что полно любителей добавить реверберацию в запись искуственно, и им прибор определенно придется по душе.
4580 (фор аудио)
самое низкое разрешение. Тем не менее играет очень приятно. Отлично маскирует недостатки дешевого цапа. Тонально очень ровный, спокойные верха, никаких явных косяков - слушать можно часами без напряга. Все его норовят побыстрее заменить, в погоне за максимальной детальностью и часто напрасно это делают.
LT1364
полная противоположность предыдущего. Высочайшее гармоническое разрешение - явный лидер здесь, а также по микродинамике. Однако есть легкая тенденция к агрессивности, а также акцент на вч, из-за чего может звучать утомительно в некоторых системах. Если система играет тускло и страдает недостатком верхов, пожалуй лучший выбор.
OPA2604
верха приглушены и грязноваты. В целом ничего особенного, слушать вполне можно, хотя и скучновато.
OPA2134 (фор аудио)
еще один дико популярный опер, один из любимых у господина Левинсона. Тоже догадываюсь почему так:
1. Акцент на верхней середине оживляет звучок - в прямом сравнении будет звучать бодрее и эффектнее конкурентов. Однако верха грязноваты.
2. Чудит с фазой: создается иллюзия глубины даже в бюджетных системах, но при внимательном изучении становится ясно, что это фокус.
OPA2132
значительно более дорогая "индустриальная" версия 2134. Добавлены цепи коррекции искажений.
Что касается сценических фокусов - точная копия младшего брата.
А вот линейность у прибора образцовая. Резкости нет и в помине, верх очень чистый.
Несмотря на не совсем привычную и адекватную подачу материала, именно его я бы оставил в этом ЦАПе - уж больно он "ровный".
LT1469
прозвучал как-то чуднО. Очень слабый бас, очевидно ему для адекватной работы требуется питание повыше, а поэтому и оценивать не буду.
AD OP275 (фор аудио)
Очень популярный в студийных аппаратах хорошего уровня (даже начал там теснить 5532
) и почему-то малопопулярный у домашних юзеров.
Ровный сухой саунд. Настолько, что и зацепиться не за что. Ничего выдающегося и вместе с тем никаких явных косяков. Многим его прямолинейность не по душе. Ну и ладно, а в целом хороший опер.
ЗЫ
И пара общих тенденций:
- обратил внимание, что звуковое разрешение приборов коррелирует с их быстродействием. В основом, это заметно на вч, что, вобщем, и неудивительно. Поэтому логично, что LT1364 оказался играющим наиболее разборчиво, а 4580 выдает меньше всего информации;
- не следует в недорогое устройство ставить крутые операционники с высоким разрешением, результат будет скорее отрицательным, поскольку классный опер только подчеркнет все недостатки. Про то, что все должно быть в единой ценовой политике и гармонии - набившая оскомину банальность;
- разговоры, что опер может радикально преобразить звучание - чушь полная. Если линейный вход усилителя не представляет из себя сложной нагрузки, разница между двумя операционниками на большинстве систем будет гомеопатической.
Можете добавлять свои впечатления
Всем удачи.
Еще для очистки совести емкость в питании цифровых цепей 1792 была заменена на оскон.
Заодно и лишняя возможность проверить хваленые бериллиевые пищалки Scan-Speak Illuminator в полевых условиях. Сразу скажу, чтобы больше не возвращаться к ним, разрешение у динамиков и впрямь оказалось отличным.
Сразу предупрежу любителей "слушать глазами" по rmaa, что они могут смело проходить мимо и дальше не читать, поскольку я считаю, что сравнивать искажения на уровне ниже 100Дб (а там намного ниже) - ересь полная. На слух это уже никак не регистрируется, а искажения, вносимые усилителем и тем более акустикой, намного их превосходят => ценность подобных измерений нулевая. Как из таких графиков выводятся различия в звучании приборов, мне не понятно. Поэтому пусть этим творческим он@низмом занимаются те, кому сие нравится.
Однако, никто не будет спорить, что разные операционники имеют свой характерный звуковой почерк, который ко всему прочему может еще зависеть и от конкретной схемы. Тем не менее некоторая повторяемость характерных особенностей для каждого имеет место, что вполне можно оценить; в противном случае, сравнения затевать было бы бессмысленно, да и дискуссии на эти темы давно бы прекратились.
Опера сознательно выбирались только сдвоенные, поскольку их проще всего менять и стоят они недорого.
Ставить в девайс такого класса 2хAD797, наверное, никому в голову не придет.
На объективность и истину в последней инстанции тоже не предендую, в других устройствах результаты могут быть иными. В кривоватой продиджи, например, приоритеты у меня были другими, но тем интереснее тест в нейтральном девайсе.
Собственно тест:
Акустика: отстроенная и обмеренная двухполоска на сканспике, ачх укладывается в полку 2Дб (не +/-2Дб, а 0/-2Дб ! по clio) = в их нейтральности можем не сомневаться.
Опера:
NE5532, AD823, AD826, LM4562, JRC 4580D, LT1364, OPA2134, OPA2132, OPA2604, LT1469
художественная композиция:
http://album.foto.ru:8080/photos/or/165554/782446.jpg (1500x997, 1207,6Kb)
вездесущий 5532 (фор-аудио):
настоящая классика оперостроения! Разрешение не высокое, заментная грязь по верхам, явный акцент на верхней середине из-за чего играют энергичнее и живее остальных, но могут утомлять. Простовато, но отвращения не вызывают даже на приличных колонках, а если акустика не дороже этого ЦАПа, то трогать их смысла нет. Лично мне по совокупности свойств нравятся; несмотря на косяки, есть в них какая-то Божья искра. Музыкальные!
АД826
разрешение хорошее даже очень, микродинамика после предыдущего очень выразительна. Общая тональность однако не нравится, появилась какая-то гулкость - у меня такой звук вызывает ассоциации со старыми колонками в больших незадемпфированных деревянных ящиках
AD823
тоже довольно популярный опер, примечателен своей фазолинейностью.
Легкая тенденция к гулкости также присутствует, но уже не напрягает, как у предыдущего, но все же совсем нейтральным назвать нельзя. Локализация образцовая, инструменты собирает фактически в точки, из-за чего сцена даже какой-то пустоватой становится. Хорошо передает тембр. Пожалуй к дешевому ЦАПу его не стоит лепить, а вот с хорошим мультибитом он определенно развернется. Недаром этот прибор так нравится Д.Андронникову.
4562
очень популярный опер и догадываюсь почему. Присутствует странное эхо вокруг инструментов, наподобие микрофонного эффекта. На дешевой технике это может произвести впечатление, что стало выше разрешение на серединке и теперь слышна акустика зала и всякие полезные реверберации, что подчеркивает объемность саунда. В свое время в pci-звуковушках с ним экспериментировал, тоже возникло подозрение, что что-то здесь не так, но с хорошими динамиками и картой помоднее все сразу понятно. Однако, в остальном вопросов к нему нет. Тем более, что полно любителей добавить реверберацию в запись искуственно, и им прибор определенно придется по душе.
4580 (фор аудио)
самое низкое разрешение. Тем не менее играет очень приятно. Отлично маскирует недостатки дешевого цапа. Тонально очень ровный, спокойные верха, никаких явных косяков - слушать можно часами без напряга. Все его норовят побыстрее заменить, в погоне за максимальной детальностью и часто напрасно это делают.
LT1364
полная противоположность предыдущего. Высочайшее гармоническое разрешение - явный лидер здесь, а также по микродинамике. Однако есть легкая тенденция к агрессивности, а также акцент на вч, из-за чего может звучать утомительно в некоторых системах. Если система играет тускло и страдает недостатком верхов, пожалуй лучший выбор.
OPA2604
верха приглушены и грязноваты. В целом ничего особенного, слушать вполне можно, хотя и скучновато.
OPA2134 (фор аудио)
еще один дико популярный опер, один из любимых у господина Левинсона. Тоже догадываюсь почему так:
1. Акцент на верхней середине оживляет звучок - в прямом сравнении будет звучать бодрее и эффектнее конкурентов. Однако верха грязноваты.
2. Чудит с фазой: создается иллюзия глубины даже в бюджетных системах, но при внимательном изучении становится ясно, что это фокус.
OPA2132
значительно более дорогая "индустриальная" версия 2134. Добавлены цепи коррекции искажений.
Что касается сценических фокусов - точная копия младшего брата.
А вот линейность у прибора образцовая. Резкости нет и в помине, верх очень чистый.
Несмотря на не совсем привычную и адекватную подачу материала, именно его я бы оставил в этом ЦАПе - уж больно он "ровный".
LT1469
прозвучал как-то чуднО. Очень слабый бас, очевидно ему для адекватной работы требуется питание повыше, а поэтому и оценивать не буду.
AD OP275 (фор аудио)
Очень популярный в студийных аппаратах хорошего уровня (даже начал там теснить 5532
Ровный сухой саунд. Настолько, что и зацепиться не за что. Ничего выдающегося и вместе с тем никаких явных косяков. Многим его прямолинейность не по душе. Ну и ладно, а в целом хороший опер.
ЗЫ
И пара общих тенденций:
- обратил внимание, что звуковое разрешение приборов коррелирует с их быстродействием. В основом, это заметно на вч, что, вобщем, и неудивительно. Поэтому логично, что LT1364 оказался играющим наиболее разборчиво, а 4580 выдает меньше всего информации;
- не следует в недорогое устройство ставить крутые операционники с высоким разрешением, результат будет скорее отрицательным, поскольку классный опер только подчеркнет все недостатки. Про то, что все должно быть в единой ценовой политике и гармонии - набившая оскомину банальность;
- разговоры, что опер может радикально преобразить звучание - чушь полная. Если линейный вход усилителя не представляет из себя сложной нагрузки, разница между двумя операционниками на большинстве систем будет гомеопатической.
Можете добавлять свои впечатления
Всем удачи.
Исправлено: scsml Dima, 27.10.2009 02:21