Часто задаваемые вопросы (FAQ) (12.06.2020):

Словарь:
VR = ВР = Виртуальная Реальность.
Маяки = Lighthouse = Базовые станции = БС = Трекинг шлема и махалок с помощью 2х (в некот. случаях 1-4 и больше) излучающих сканирующий лазер БС, размещаемых на противоположных углах комнаты.
Трекинг = Tracking = Отслеживание положения в пространстве шлема и махалок с помощью маяков (Вайв и др. Lighthouse шлемы) или камер (Рифт и др.).
Румскейл = Room scale = Большая комната = Игровой VR опыт с возможностью передвижения в реальной комнате.
FOV = Field Of View = ФОВ = Поле Зрения. Суммарный максим. FOV двумя глазами = 180°.
SDE = Screen Door Effect = СДЕ = Сетка = Видимые границы между пикселями (пиксельная решетка).
IPD = Inter-Pupillary Distance = ИПД = Расстояние между центрами зрачков 2х глаз.
DOF = Degrees Of Freedom = Cтепени Cвободы = ДОФ = Отслеживания движения шлема/махалки в пространстве по 3 или 6 степеням свободы.
3 DOF = верчение вокруг каждой из 3х осей (x, y, z) = при малейшем смещение головы (не кручении) в любом направление - весь ВР мир будет смещаться вместе с головой, как прибитый гвоздями к голове, что ведет к укачке.
6 DOF = 3 DOF + движения вперёд/назад, вверх/вниз, влево/вправо = голова будет смещаться внутри ВР мира независимо от него, что усиливает погружение и не вызывает укачку. Все основные ПК-шлемы (см. список ниже) = 6 DOF.
Махалки = Контроллеры = Controllers = Беспроводные контролеры для шлемов виртуальной реальности, предназначенные обычно для имитации ваших рук, оружия (и т.п.) и выполнения различных игровых действий в VR.
Палки = Vive Controllers = Махалки Вайв1/Про/Космос(в варианте с накладкой под Lighthouse).
Кастеты = Valve Index Controllers = Махалки Вальв Индекс с отслеживанием каждого пальца отдельно.
Тач = Touch = Контроллеры (махалки) для Oculus Rift.
Сенсор Рифт = Камера = Инфракрасные камеры Rift и аналогичные для других шлемов, для трекинга шлема и контроллеров.
cc = супер семплинг = supersampling = улучшение четкости путем повышения "разрешения на каждый глаз" в настройках SteаmVR -> видео.
Рога = Vive Wireless Adapter = Беспроводной адаптер для шлемов Вайв.
Ямковый (фовеальный) Рендеринг = Foveated Rendering = рендеринг картинки с высокой четкостью по центру и с пониженной четкостью на периферии, для экономии ресурсов видео-карты. В перспективе - с отслеживанием движения зрачков, пока на стадии экспериментов.
OpenVR = Созданный по инициативе Valve API и SDK, предоставляет унифицированную возможность разработчикам игр и приложений делать разработки под VR.
SteamVR = программный инструмент от Valve позволяющий работать с шлемами виртуальной реальности совместимыми с OpenVR. Так же по сути используется как название платформы виртуальной реальности в отношении приложений опубликованных в Steam (Valve) для шлемов поддерживающих OpenVR.
Oculus Platform SDK = Oculus SDK = API и SDK для разработки игр и приложений для шлемов Oculus.

Основные SteamVR Lighthouse-совместимые ПК-шлемы:
Вайв = Vive1 = Vive OG = 1я версия ПК-шлема Valve (США), производства HTC (Тайвань).
Вайв Про = Vive Pro = 2я версия ПК-шлема Valve, производства HTC.
Вайв Про Ай = Vive Pro Eye = вариант с отслеживанием движений глаз.
Вальв Индекс = Valve Index = 3я версия ПК-шлема Valve, производимый Valve (уже без HTC).
Вайв Космос Элит = Vive Cosmos Elite = ПК-шлем разработанный и производимый HTC (уже без Valve).
Пимакс 5/8К = Pimax = Паймакс = ПК-шлем разработанный и производимый Pimax (Китай).
Хтал = XTAL = ПК-шлем разработанный и производимый VRgineers (Чехия).
Стар ВР = Star VR = ПК-шлем разработанный Star VR и производимый Acer (Тайвань).
Варио = Varjo = ПК-шлем разработанный и производимый Varjo (Финляндия).

Основные не совместимые с Lighthouse, но совместимые со SteamVR ПК-шлемы:
Окулус ДК1/2 = DK1/2 = 1/2я версия ПК-шлемов Oculus Rift для разработчиков.
Окулус Рифт = Oculus Rift = Rift CV1 = 1я потребительская версия ПК-шлемов Oculus/Facebook (США).
Окулус РифтС = Oculus Rift S = 2я потребительская версия ПК-шлемов Oculus, пр-ва Lenovo (Китай).
Окулус Квест = Oculus Quest = мобильный шлем, кот. можно использовать и как ПК-шлем. Но за счет сжатия-разжатия видео через юсб кабель - картинка у Квест хуже ПК шлемов. Если же по беспроводу с ПК - ещё и сильная задержка добавляется.
Вайв Космос = Vive Cosmos = ПК-шлем разработанный и производимый HTC (уже без Valve).
ВМР = WMR = Windows Mixed Reality = ПК-шлемы, совместимые с платформой Microsoft WMR.
Одиссей+ = Odyssey+ = самый популярный WMR шлем, пр-ва Samsung (Корея).

Основные мобильные = автономные = не-ПК шлемы:
Vive Focus = Вайв Фокус = 6DOF шлем с 2 махалками, разработанный и производимый HTC.
Oculus Go = Окулус Гоу = 3DOF шлем с 1 махалкой, разработанный и производимый Oculus.
Samsung GearVR = Самсунг ГирВР = 3DOF шлем без махалок, требует вставленного смартфона Samsung, разработанный Oculus и производимый Samsung. Снят с пр-ва.
Google Cardboard = Гугл Кардборд = самый простой 3DOF шлем без махалок, требует вставленного смартфона, разработан Google, производимый множеством производителей.
Google Daydream = 3DOF шлем с 1 махалкой, требует вставленного смартфона, разработанный и производимый Google.
Nintendo Labo = Нинтендо Лабо = 3DOF шлем с 1 махалкой, требует вставленной Nintendo Switch, разработанный и производимый Nintendo.

Ради каких ВР игр стоит покупать шлем?
Топ продаж Стим: https://store.steampowered.com/search/?vrsupport=401…=globaltopsellers
Топ продаж Окулус: https://www.oculus.com/experiences/rift/section/1736210353282450/
Лучшие ВР игры на мой личный вкус:
2016-2017 г. выпуска Шлем VR (Виртуальной Реальности) HTC Vive и игры для него., #2872
2018 Шлем VR (Виртуальной Реальности) HTC Vive и другие шлемы, совместимые с платформой Valve/SteamVR Lighthouse (Pimax 5/8K, XTAL, StarVR и др.), и игры для них. (часть 2), #5288
2019 Шлем VR (Виртуальной Реальности) HTC Vive и другие шлемы, совместимые с платформой Valve/SteamVR Lighthouse (Pimax 5/8K, XTAL, StarVR и др.), и игры для них. (часть 2), #8984
2020 http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=25:24131:10652#10652

Какие есть ВР игры ААА качества от 10 час каждая?
Half Life Alyx
Asgard's Wrath
Lone Echo
Mage's Tale
Walking Dead: Saints & Sinners
Defector
Rogan
Groundhog Day
Robo Recall
Arktika.1
Wilson's Heart
Rick And Morty
Exorcist Legion
Arizona Sunshine + DLC
Moss

ВР порты:
Fallout 4
Skyrim
Serious Sam 1-3
Talos Principle
Trover Saves the Universe
No Man's Sky
GTA 5 (LukeRoss mod)
Doom 3 BFG (KozGit mod)
L.A. Noire
Obduction
Vanishing Of Ethan Carter

Это только те, что понравились лично мне. + множество игр ААА качества от 3-5 час каждая и ААА авто/авиа/космо-симов и др.

Можно ли играть в обычные игры в шлеме?
Можно играть в режиме кинотеатра средствами самого Стим, или в таких программах как Virtual Desktop/Bigscreen. Так же можно играть в стерео режиме или в режиме "псевдо"-VR, используя специальные приложения:
VorpX - играть в обычные не-ВР игры в шлеме в режиме "псевдо"-ВР : http://www.vorpx.com/supported-games/
HelixVision - Nvidia 3D Vision от энтузиастов Helix для ПК-шлемов - https://store.steampowered.com/app/1127310/HelixVision/
Depth3D + Reshade + Virtual Desktop/Bigscreen - ещё способ играть в обычные не-ВР игры в Вайве в стерео 3Д в режиме кинотеатр SBS: http://reshade.me/forum/shader-presentation/2128-3d-…ereoscopic-shader

Бесплатные VR-моды обычных (плоских) игр, сделанные энтузиастами:
Лучшие, на мой вкус:
Doom 3 BFG https://github.com/KozGit/DOOM-3-BFG-VR/releases
GTA 5 https://github.com/LukeRoss00/gta5-real-mod/releases

Остальные:
Alien Isolation https://github.com/Nibre/MotherVR/releases
Dear Esther: Landmark Edition https://github.com/Eusth/VRGIN
Doom 1, Brutal Doom, Doom 2, Heretic, Hexen https://github.com/hh79/gz3doom/releases/
Duke Nukem 3D Шлем VR (Виртуальной Реальности) HTC Vive и другие шлемы, совместимые с платформой Valve/SteamVR Lighthouse (Pimax 5/8K, XTAL, StarVR и др.), и игры для них. (часть 2), #5861
Dying Light https://np.reddit.com/r/oculus/comments/6hz9qk/nativ…covered_in_dying/
GTFO https://github.com/DSprtn/GTFO_VR_Plugin
Firewatch https://github.com/Eusth/FirewatchVR
HL1 https://github.com/rorincloud/Half-Life-VR/releases
HL2 Шлем VR (Виртуальной Реальности) HTC Vive и другие шлемы, совместимые с платформой Valve/SteamVR Lighthouse (Pimax 5/8K, XTAL, StarVR и др.), и игры для них. (часть 2), #9421
Jedi Academy https://github.com/xLAva/JediAcademyLinux/releases
Jedi Outcast https://github.com/xLAva/JediOutcastLinux/releases
Kerbal Space Program https://github.com/Vivero/Kerbal-VR/releases
Minecraft http://www.vivecraft.org/
Penumbra https://github.com/newyork167/penumbra_vr/releases/t…ffe2e650abce1e795
Quake 1 https://github.com/Fishbiter/Quakespasm-OpenVR/releases
Quake 2 https://github.com/q2vr/quake2vr/releases
Return to Castle Wolfenstein https://github.com/FunJumpr/CastleWolfensteinVR
Richard Burns Rally http://www.kegetys.fi/category/gaming/rbrmods/
Soma https://steamcommunity.com/app/282140/discussions/0/…8668751265469121/
Yooka Laylee https://github.com/Eusth/VookaRaylee/releases
Wolfenstein 1 http://www.doomlegends.com/deimwolf/

Какой ВР шлем купить?
Идеального шлема нет. Везде свои + и -. Примерно можно сказать, что чем дороже - тем лучше, но есть исключения. Читайте эту тему, чтобы быть в курсе какие шлемы на текущий момент больше всего хвалят и какие ругают участники темы. Смотрите также тут голосовалку "Какой у вас ВР шлем?", по ней можно получить некоторое представление о популярности разных шлемов у нас. Из рекомендуемых по нарастанию цены:
Samsung Odyssey+
Oculus Rift S
Valve Index
HTC Vive Pro

Самые дешевые ПК ВР шлемы - WMR: Acer, Asus, Lenovo, Dell, HP и др. Возможно уже сняты с производства, но можно купить б/у, так же как и Вайв1, Окулус Рифт1.
Если денег нет на апгрейд ПК хотя бы до мин. требований (см. ниже), то автономный Окулус Квест. Со временем докупите ПК и сможете и в ПК ВР игры тогда играть в Квесте, а не только в простые по графону игры Квеста.
Всё что ещё дешевле - мазохизм по нынешним временам, только всё впечатление от ВР испортите.

Какой ПК подойдет для ВР шлема и игр?
Начиная с:
Intel i3-6100 или AMD Ryzen 3 1200/FX4350
8 ГБ
NVIDIA GTX 960/1050Ti или AMD Radeon RX 470/R9 290,
можно играть в большинство игр, понижая сс если тормозят.

Начиная с:
i5-4590/16 ГБ/GTX 1060 (или аналогичного по мощности AMD) можно играть во все новые ВР игры на всех основных ПК-шлемах, понижая сс если тормозят.
Чем мощнее проц и видюха, тем больше сс и настройки графики в игре можно выставлять.

Сколько стоит ПК-шлем и ВР-совместимый ПК для игры во все ПК ВР игры?
Цены на новый шлем начинаются от 200$ за WMR шлемы, б/у дешевле. Цены ПК (см. выше) смотрите по состоянию на текущий день. Если играете в обычные (не-ВР) ПК игры, то скорей всего у вас уже есть такой. Либо докупаете необходимый проц, память или видюху.

Продаются ли HTC Vive/Pro/Cosmos официально на территории России?
Да, есть в наличии в РФ с офиц. гарантией, его купить легче всего сейчас без проблем
https://vivestore.ru/store/step1.php?id=3690.

Продаются ли официально другие ПК-шлемы на территории России?
Нет. Кроме WMR шлемов HP, Lenovo - возможно уже сняты с пр-ва.

Можно ли купить дешевле и что делать если устройство не продается официально на территории России?
Можно приобрести за рубежом, через интернет, с сайтов производителей шлемов, Амазон и пр. магазинов. В случае отсутствия возможности доставки на свой адрес, можно воспользоваться сервисами посредников, на текущий момент среди участников данной темы есть положительный опыт работы с: https://qwintry.com/ru ("Бандеролька"), https://www.buyusa.ru/.
Итоговая цена будет зависеть от способов доставки, стоимости услуг посредника, тамож. пошлины. Но получить официальное гарантийное обслуживание по вашему устройству вы не сможете.

Квест и РифтС периодически "выкидывают" на сайте Окулус, можно заказать через Бандерольку с "помощь при покупке", но расхватают за пару часов. Будут ли Бандерольки ловить такие моменты наличия - не знаю.
Можно заказать Вальв Индекс на сайте Стим на адрес Бандерольки, но очередь 2 месяца. Инструкция как заказать тут: Шлем VR (Виртуальной Реальности) HTC Vive и другие шлемы, совместимые с платформой Valve/SteamVR Lighthouse (Pimax 5/8K, XTAL, StarVR и др.), и игры для них. (часть 2), #7340 и далее.
Оплата таможенной пошлины: https://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=25:23900:10000#10000 .

Либо искать б/у на ебей. Или ждать, когда карантины по всему миру закончатся, а с ними и дефицит шлемов.

Напрямую в РФ без посредников продает https://www.computeruniverse.net/ru/c/igry-i-razvlec…tualnoj-realnosti

У меня мало места в комнате, могу ли я играть в стоячие ВР игры?
Да. Почти все новые игры рассчитаны на стояние и верчение на 1 месте. Можете встать например прижавшись ногами к краю кровати. При поворотах и пр. движениях в реале важно чувствовать ногами край кровати, чтобы не отходить в стороны. Или например вырезать коврик от 1х1 метр и ступнями чувствовать его границы, чтобы не выходить за них. Закрывайте толстым картоном, одеялом и т.п. телевизоры, мониторы и пр. хрупкие, острые и т.п. предметы.

Как бороться с укачиванием в VR?
1. Основная причина укачивания - рассинхронизация движений тела в реале (сигналов от вестибулярной системы) с видимыми движениями в виртуале (сигналов от зрения). Мозг (подсознание) предупреждает неприятными ощущениями, для избегания возможного падения и травм. Со временем, часть людей привыкают и к рассинхрону. Всё индивидуально, но по опросам например на реддит, от 40% ВР игроков продолжает укачивать:
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSf2BkybV5BE…Oqw/viewanalytics
https://www.strawpoll.me/19110404/r
Поэтому избегайте игр с рассинхроном, по крайней мере на начальном этапе.
2. Начинайте с ВР игр, где есть вариант хождения "телепорт" в настройках, 90% игроков не укачивает с правильным (blink/fade/instant) "телепортом".
3. Или "виньетка" (туннельное зрение = сужение FOV при движении), что гораздо менее эффективно, чем "телепорт", но тоже помогает в какой-то мере.
4. Прекращайте играть при 1вых признаках укачивания. Терпеть нельзя, т.к. это только закрепляет в мозгу ассоциацию ВР с укачиванием.
5. Возвращайтесь к ВР только когда полностью исчезли все симптомы укачивания. Перерыв может занять от часа до неск. дней, всё индивидуально.
6. Пробуйте разные опции в настройках ВР игр, возможно что-то поможет лично вам. Например: snap turning = повороты рывками, выбор движения по направлению головы или по направлению махалки, движение маханием рук и др.
7. Понижайте настройки сс и графики в игре, если игра сильно тормозит, что усиливает рассинхрон.
8. Играйте стоя, повороты своим телом в реале. В игре используйте низкую скорость перемещения, избегайте прыжков, падений, полетов. Пробуйте закрывать глаза в неприятные моменты.
9. Некоторым помогает ходьба/бег на месте в реале во время перемещения в игре, датчики и/или проги отслеживания махания и/или тряски: Natural Locomotion, KatWalkVR, WalkOVR, PocketStrafe, Huge Robot VR и др.
10. Немного помогает молотый имбирь после ВР. Достаточно на краю чайной ложки, и запить например кефиром, чтоб не раздражать желудок. Таблетки от укачивания, например Драмамин - не рекомендую из-за побочных эффектов, напр. сонливость и др.
11. Пробуйте другие шлемы: с меньшим FOV, меньшими искажениями геометрии, френелем (если в вашем шлеме не-френель), механической регулировкой IPD (если в вашем шлеме её нет).
12. Играйте с открытой форточкой в комнате, некоторым помогает вентилятор направленный в лицо.

У меня не запускается половина игр для SteamVR, в чём дело?
Возможно в имени пользователя Windows (и в имени папки профиля пользователя) используются русские буквы, попробуйте создать новую уч. запись в которой будут только латинские символы и цифры.

Какими прогами смотреть стереоскопические и VR 180/360 гр. картинки, фото и видео?
1. Virtual Desktop https://store.steampowered.com/app/382110/Virtual_Desktop/
Simple VR Video Player https://store.steampowered.com/app/500500/Simple_VR_Video_Player/ и др.
2. YouTube: https://store.steampowered.com/app/755770/YouTube_VR/
3. Blu-ray 3D (не сжатые): Эффект "погружения" - как достичь/углубить? (Сравнение и выбор: Oculus Rift, HTC Vive, 3D Vision и др.) (часть 3), #2739

У меня есть ПК-шлем, но нет махалок (контроллеров). В какие стоящие ВР игры можно играть без них?
С клавиатурой/мышью: https://store.steampowered.com/search/?term=vr&vrsup…=globaltopsellers
C геймпадом: https://store.steampowered.com/search/?term=vr&vrsup…=globaltopsellers

В чем отличие ВР шлемов и не-ВР шлемов=стерео-очков?
Считается, что ВР-шлемы начинаются с FOV 70-80 и больше. Если меньше, то это не-ВР шлемы=стерео-очки. Их обсуждают в др. темах, например тут: Cinego Personal Cinema 4k - годный шлем для игр в FullHD. Переосмысление Sony HMZ
Так же на форуме есть отдельные темы для ВР шлемов:
Окулус Шлем VR (Виртуальной Реальности) Oculus Rift и игры для него.
Микрософт Шлемы Microsoft Windows VR/AR/Mixed Reality (Samsung, HP, Dell, Asus, Acer, Lenovo и др. совместимые, HoloLens) и игры для них.
PSVR Playstation VR (PSVR, Project Morpheus) - VR-гарнитура для PS4 (часть 2)

Моего шлема нет в списке совместимых на странице игры в Стим. Смогу ли я играть в эту игру?
90% ВР приложений/игр, кот. есть на Стиме - запустятся на любом ПК-шлеме. Надо пробовать конкретное сочетание игра-шлем-махалки. Заранее нельзя сказать. Можно почитать отзывы об игре на Стиме - там часто пишут, есть ли проблемы совместимости с каким-то шлемом/махалками.

Умрет ли ВР, как умерли стереоскопические 3D телевизоры?
Нет)) Большинство любителей 3D телевизоров перешли на ВР шлемы. Т.к. "погружение" не только в ВР играх, но и в 3Д стерео кино/видео в ВР шлемах гораздо лучше. Начиная с 2016 г. идет постоянный рост продаж ВР шлемов и игр. Падения не было ни в 1 году. По разным оценкам, на сегодня примерное кол-во владельцев шлемов: 3 млн. ПК ВР + 3 млн. Окулус Квест + 5 млн. ПСВР + 20 млн. пр. мобильных шлемов типа Кардборд, ГирВР и др.

Какие экраны в ВР-шлемах лучше: OLED или LCD?
В VR шлемах используют 2 типа экранов: OLED и LCD, у каждого есть свои поклонники. У OLED лучше насыщенность цветов, контраст, черный. У LCD лучше четкость благодаря структуре матрицы RGB, в отличии от Pentile OLED (кроме самых дорогих шлемов StarVR и Varjo). Желательно попробовать лично, чтобы понять, что вам лично нравится больше.

OLED:
HTC Vive1/Pro/Focus+
Oculus Rift1
Oculus Quest
Samsung Odyssey1/+
Pimax 5K XR
PSVR
StarVR
XTAL
Varjo

LCD (жк): все остальные.

В каких шлемах есть механизм регулировки IPD?
Для большей четкости и меньшего уставания глаз желательно наличие механической (не программной) регулировки IPD (расстояния между зрачков, разное у разных людей).
Шлемы с механизмом регулировки IPD, одновременно смещается каждая линза+экран:
HTC Vive1/Pro/Cosmos
Oculus Rift1/Quest
Valve Index
Samsung Odyssey+
HP Reverb G2
Varjo

Шлемы с механизмом регулировки IPD, одновременно механически смещаются только линзы, картинка на экране смещается только программно:
Pimax 5/8K
XTAL

Шлемы c только программной регулировкой IPD: все остальные.