Данная тема для обсуждения и изучения вопросов обслуживания и восстановления AGM аккумуляторов для ИБП и прочих свинцовых АКБ.
Внимание!
Любые вмешательства в данные аккумуляторные батареи AGM делаются исключительно на свой страх и риск. Мы снимаем с себя всяческую ответственность за последствия ваших действий, и не принимаем возможных претензий по поводу того, что у вас все прошло не так гладко.
__________________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотрение и изучение концепции "Необслуживаемая батарея".
===========================================================================================================================
-
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Перечень основных доводов за профилактический долив воды
. . . . .. . . . . .(в основном для случаев эксплуатации батарей в условиях, отличающихся от идеальных)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . и доводов их опровергающих. . . . . . . . . . . . . . .
-
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Доводы в пользу необходимости профилактического долива воды и безвредности этой процедуры для батарей:
Доводы, аргументированно опровергающие необходимость профилактического долива воды или показывающие существенный вред для батарей данной процедуры:
-
===========================================================================================================================
-
-
Одна из главных идей заключается в том, что срок службы батареи для ИБП зависит от многих факторов и для максимальной его длительности нужно соблюдать идеальные условия эксплуатации (температурный режим, правильное буферное напряжение и термокомпенсация этого напряжения и т.п.), что для абсолютного большинства простых пользователей практически не выполнимо, поэтому батареи выходят из строя раньше, чем могли бы.
Главная причина выхода из строя батарей у простых пользователей - потеря влаги ("высыхание"). Поэтому в этой теме предлагается обсуждать и изучать возможные способы для продления срока службы батарей путем их профилактического обслуживания - проверка достаточного кол-ва воды через определенный период (визуально или по показаниям приборов измерения внут. сопротивления) во внутренних стекломатах батареи и при необходимости восполнения путем долива нужного количества чистой дистиллированной воды.
Большинство пользователей вспоминают о батарее - когда она уже умерла.
Если батарея уже вышла из строя (от потери влаги, пересохла), то её, конечно, можно попробовать восстановить, восполнив влагу, но шансов на существенное восстановление характеристик у уже "умершей" батареи не так много.
Гораздо эффективнее в плане продления срока службы - не допускать батарею до такого состояния, путем профилактического обслуживания.
Нужно открыть или одну большую пластиковую крышку на всю батарею, или круглые маленькие крышки. Под этими крышками будут резиновые пробки. Снять пробки и с помощью подсветки осмотреть внутренности.
Способов нормирования количества доливаемой воды может быть несколько. В любом случае воды должно быть столько, чтобы она не превышала уровень белых матов, не "плескалась сверху", а была практически вся впитана в маты.
(Примерно как выглядят внутренние маты батареи после долива воды:
https://www.youtube.com/watch?v=OswHQ6D2HGE.
Данное видео не руководство, а лишь один из наглядных примеров. Кто-то считает, что это нормальное кол-во долива воды, а кто-то считает, что доливать нужно поменьше. В любом случае, здесь нету слишком явного излишка воды, когда она плещется сверху.)
Один из способов - по весу батареи. Для этого нужно взвесить (новую) батарею после покупки на точных весах и записать на ней этот вес. Далее при заметном уменьшении веса (например, через 1-3 года эксплуатации) восполнить этот вес соотв. количеством воды
Второй способ - простой визуальный.
понемногу (по 1-2 мл) добавлять воды в каждую банку шприцом (желательно без иглы, а если с иглой, то не касаться ею внутреннего электролита). Подождать пока вода впитается. Если впитывается и маты выглядят сухими, то добавить еще по 1-2 мл воды и так далее пока белые маты уже не будут впитывать воду и будут постоянно выглядеть увлажненными (но чтобы вода не плескалась над ними).
На этом долив воды закончен. Нужно установить все резиновые крышечки на место, и так же установить все пластиковые крышки на место и закрепить их тонкими длинными полосками скотча так, чтобы скотч не перекрывал все щели вокруг пластиковых крышек - это очень важно. Щели должны быть, т.к. через них выходит излишек газов. Если долив делается 1-й раз, то лучше на всякий случай эксплуатировать батарею пробками вверх.
Перенес некоторые сообщения из похожей темы.
Вообще открывать заглушки можно острием качественных прочных маникюрных ножниц (которые у мастеров вообще-то должны быть, т.к. они много для чего нужны).
Так же большой толстой мощной швейной иглой (например, длиной до 9-10см).
Кончиком хорошего прочного ножа с тонким острием.
Очень тонкой отверткой из хорошей стали.
Или другим предметом с тонким прочным кончиком, которым можно подлезть.-
Год назад начал такую тему: долив воды (в разряженном состоянии АБ) в абсолютно новые AGM АБ. Как оказалось, и новые АБ (в новых настольных ИБП 450 Вт) вполне охотно "приняли" дистиллят. Цель - запас воды на работу внутри настольного ИБП. И проба снизить плотность электролита, которая в AGM от рождения завышена (по данным Михаила - аккумуляторщика из Перми, плотность электролита в AGM достигает 1,3 - 1,4 против нормы в 1,27 примерно. Что способствует более быстрой коррозии решёток элементов батареи при постоянном подзаряде батареи, да ещё и внутри корпуса ИБП. АБ - Leoch 12 V / 4.5 Ah, 1 штука в каждом ИБП.Я думаю, что в этом есть толк. Тоже склоняюсь к мысли, что даже в новых батареях воды - в обрез, тютелька в тютельку, и при эксплуатации в обычных условиях довольно быстро начинает нарастать дефицит воды. Зачем такая концентрация - не понятно, ибо совершенно никакой принципиальной разницы в минимальном приросте напряжения под нагрузкой (из-за повышенной концентрации кислоты) - нету.
Я в свои б/у батареи, которые купил с рук, тоже долил немного воды впрок не смотря на то, что батареи в принципе имели хорошее рабочее состояние
Некоторые тезисы.
Тот факт, что производитель оперирует термином "рекомбинация" и упоминает газы, нам только подтверждает, что газообразование даже при правильных условиях - есть. Учитывая, что рекомбинация возвращает только 99%, а 1% все-таки улетучивается - вот вам и потери воды даже при идеальных условиях.
Из личного опыта.
Батареи прослужили около 7 лет в моем ИБП и под конец не могли держать компьютер 10-15 секунд. То есть фактически умерли. Я их вскрыл, внутри они были сухие как пустыня. Долил в них воды, установил в ИБП, зарядил и в результате они уже могли держать компьютер целую минуту. Это совершенно явно показывает, что батареи умерли именно от пересыхания. Я все равно купил другие хорошие б/у батареи, в которые долил немного воды для профилактики, и которые работают уже 2 года.
Внимание!
Любые вмешательства в данные аккумуляторные батареи AGM делаются исключительно на свой страх и риск. Мы снимаем с себя всяческую ответственность за последствия ваших действий, и не принимаем возможных претензий по поводу того, что у вас все прошло не так гладко.
__________________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотрение и изучение концепции "Необслуживаемая батарея".
Производителю нужно было создать такой товар [в данном случае - батареи], который можно было бы представить потребителям как максимально простой, законченный и удобный, который простой человек мог бы держать в руках, вертеть в разные стороны и использовать в своих устройствах (например, ИБП) на любом боку с сохранением работоспособности и из такой батареи бы ничего не вылилось. При этом избавить потребителя от необходимости обслуживать батареи, т.к. это сильно усложняет владение, повышает требования к соотв. познаниям и таким образом уменьшает привлекательность товара и круг потенциальных покупателей.
Поэтому была создана так называемая "Необслуживаемая батарея", сопровождаемая утверждениями, что "обслуживать данные батареи нету надобности", а кто-то даже утверждает, что "обслуживать такие батареи нельзя".
В данной предлагается всесторонне и объективно изучить и подвергнуть коллективному анализу в том числе и эти утверждения.
На мой взгляд, "Необслуживаемая батарея" - это по сути компромиссное решение, которое позволяет любому пользователю получить максимально простой в эксплуатации товар, где пользователь заверяется в том, что товар имеет законченный и всесторонне продуманный окончательный вид и никакого вмешательства не требует на протяжении всего срока службы. Чтобы пользователь был спокоен и не переживал о том, что во время эксплуатации с батареей могут происходить какие-то изменения, требующие своевременного реагирования (например, обслуживания - как это всегда было раньше и есть сейчас с обычными свинцовыми наливными авто-аккумуляторами, к которым даже были инструкции с правилами обслуживания).
В чем компромисс. С одной стороны производитель действительно обеспечил некоторый существенный [приемлемый] срок службы данных батарей путем ряда технологических решений и при соблюдении определенных рекомендованных условий эксплуатации. С другой стороны в реалиях массовой
эксплуатации и особенно при существенном отклонении от идеальных условий эксплуатации налицо факт того (по результатам вскрытия великого множества вышедших из строя батарей), что в данных батареях все-таки со временем нарастает дефицит влаги, который без своевременного восполнения превращается в критический и приводит к выходу батареи из строя.
То есть возникает логичное и вполне обоснованное предположение, что если вовремя восполнять утрату влаги в данных батареях, то это может существенно продлить их срок службы.
------Поэтому была создана так называемая "Необслуживаемая батарея", сопровождаемая утверждениями, что "обслуживать данные батареи нету надобности", а кто-то даже утверждает, что "обслуживать такие батареи нельзя".
В данной предлагается всесторонне и объективно изучить и подвергнуть коллективному анализу в том числе и эти утверждения.
На мой взгляд, "Необслуживаемая батарея" - это по сути компромиссное решение, которое позволяет любому пользователю получить максимально простой в эксплуатации товар, где пользователь заверяется в том, что товар имеет законченный и всесторонне продуманный окончательный вид и никакого вмешательства не требует на протяжении всего срока службы. Чтобы пользователь был спокоен и не переживал о том, что во время эксплуатации с батареей могут происходить какие-то изменения, требующие своевременного реагирования (например, обслуживания - как это всегда было раньше и есть сейчас с обычными свинцовыми наливными авто-аккумуляторами, к которым даже были инструкции с правилами обслуживания).
В чем компромисс. С одной стороны производитель действительно обеспечил некоторый существенный [приемлемый] срок службы данных батарей путем ряда технологических решений и при соблюдении определенных рекомендованных условий эксплуатации. С другой стороны в реалиях массовой
эксплуатации и особенно при существенном отклонении от идеальных условий эксплуатации налицо факт того (по результатам вскрытия великого множества вышедших из строя батарей), что в данных батареях все-таки со временем нарастает дефицит влаги, который без своевременного восполнения превращается в критический и приводит к выходу батареи из строя.
То есть возникает логичное и вполне обоснованное предположение, что если вовремя восполнять утрату влаги в данных батареях, то это может существенно продлить их срок службы.
===========================================================================================================================
-
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Перечень основных доводов за профилактический долив воды
. . . . .. . . . . .(в основном для случаев эксплуатации батарей в условиях, отличающихся от идеальных)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . и доводов их опровергающих. . . . . . . . . . . . . . .
-
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Доводы в пользу необходимости профилактического долива воды и безвредности этой процедуры для батарей:
Большая часть вышедших из строя батарей ИБП простых пользователей при вскрытии оказывается пересохшими с сильнозавышенным внутренним сопротивлением. Такие батареи при добавлении воды резко улучшают все свои показатели.
Аккумуляторы, в которые проводился профилактический долив воды служили по 10-15 лет или даже более, что показывает отсутствие какого-либо явного существенного вреда профилактического долива воды для батарей.
-Доводы, аргументированно опровергающие необходимость профилактического долива воды или показывающие существенный вред для батарей данной процедуры:
Чтобы батарея долго служила, необходимо и достаточно - обеспечить идеальные условия эксплуатации.
Если оборудование не обеспечивает идеальных условий - то нужно его заменить, при этом не экономить на покупке батареи и ИБП.
Проконтролировать, чтобы напряжение буферного заряды было не выше 13.8в. Чтобы ток заряда не был слишком большой (желательно не выше 1/10 емкости батареи). Чтобы нагрузка на батареи (мощность потребителей, подключенных к ИБП) не была непомерной.
Обеспечить температурный режим около 20 градусов (жарким летом и в очень теплом помещении потребуется кондиционер).
Тогда можно надеяться, что батарея прослужит долго без манипуляций по профилактическому восполнению воды.
[Примечание автора. Для многих гораздо проще и дешевле будет раз в 1-3 года проводить профилактический долив воды.]
- Если оборудование не обеспечивает идеальных условий - то нужно его заменить, при этом не экономить на покупке батареи и ИБП.
Проконтролировать, чтобы напряжение буферного заряды было не выше 13.8в. Чтобы ток заряда не был слишком большой (желательно не выше 1/10 емкости батареи). Чтобы нагрузка на батареи (мощность потребителей, подключенных к ИБП) не была непомерной.
Обеспечить температурный режим около 20 градусов (жарким летом и в очень теплом помещении потребуется кондиционер).
Тогда можно надеяться, что батарея прослужит долго без манипуляций по профилактическому восполнению воды.
[Примечание автора. Для многих гораздо проще и дешевле будет раз в 1-3 года проводить профилактический долив воды.]
-
===========================================================================================================================
-
-
Одна из главных идей заключается в том, что срок службы батареи для ИБП зависит от многих факторов и для максимальной его длительности нужно соблюдать идеальные условия эксплуатации (температурный режим, правильное буферное напряжение и термокомпенсация этого напряжения и т.п.), что для абсолютного большинства простых пользователей практически не выполнимо, поэтому батареи выходят из строя раньше, чем могли бы.
Главная причина выхода из строя батарей у простых пользователей - потеря влаги ("высыхание"). Поэтому в этой теме предлагается обсуждать и изучать возможные способы для продления срока службы батарей путем их профилактического обслуживания - проверка достаточного кол-ва воды через определенный период (визуально или по показаниям приборов измерения внут. сопротивления) во внутренних стекломатах батареи и при необходимости восполнения путем долива нужного количества чистой дистиллированной воды.
Большинство пользователей вспоминают о батарее - когда она уже умерла.
Если батарея уже вышла из строя (от потери влаги, пересохла), то её, конечно, можно попробовать восстановить, восполнив влагу, но шансов на существенное восстановление характеристик у уже "умершей" батареи не так много.
Гораздо эффективнее в плане продления срока службы - не допускать батарею до такого состояния, путем профилактического обслуживания.
Добавление от 06.01.2025 21:03:
Сама суть процесса профилактики и долива воды. Периодичность необходимости долива зависит от многих условий эксплуатации, качества батарей и качества ИБП. Качественные батареи CSB, B.B. Battery, Portalac, WBR и т.п. в хороших ИБП могут прослужить больший срок до необходимости профилактики. Но нередки случаи, когда какие-то батареи служат по 1.5-2 года. Поэтому есть смысл рассмотреть возможность такой профилактики раз в 1-2 года для не очень качественных батарей и дешевых ИПБ, и раз в 2-3 года для батарей и ИБП лучшего качества.Нужно открыть или одну большую пластиковую крышку на всю батарею, или круглые маленькие крышки. Под этими крышками будут резиновые пробки. Снять пробки и с помощью подсветки осмотреть внутренности.
Способов нормирования количества доливаемой воды может быть несколько. В любом случае воды должно быть столько, чтобы она не превышала уровень белых матов, не "плескалась сверху", а была практически вся впитана в маты.
(Примерно как выглядят внутренние маты батареи после долива воды:
https://www.youtube.com/watch?v=OswHQ6D2HGE.
Данное видео не руководство, а лишь один из наглядных примеров. Кто-то считает, что это нормальное кол-во долива воды, а кто-то считает, что доливать нужно поменьше. В любом случае, здесь нету слишком явного излишка воды, когда она плещется сверху.)
Один из способов - по весу батареи. Для этого нужно взвесить (новую) батарею после покупки на точных весах и записать на ней этот вес. Далее при заметном уменьшении веса (например, через 1-3 года эксплуатации) восполнить этот вес соотв. количеством воды
Второй способ - простой визуальный.
понемногу (по 1-2 мл) добавлять воды в каждую банку шприцом (желательно без иглы, а если с иглой, то не касаться ею внутреннего электролита). Подождать пока вода впитается. Если впитывается и маты выглядят сухими, то добавить еще по 1-2 мл воды и так далее пока белые маты уже не будут впитывать воду и будут постоянно выглядеть увлажненными (но чтобы вода не плескалась над ними).
На этом долив воды закончен. Нужно установить все резиновые крышечки на место, и так же установить все пластиковые крышки на место и закрепить их тонкими длинными полосками скотча так, чтобы скотч не перекрывал все щели вокруг пластиковых крышек - это очень важно. Щели должны быть, т.к. через них выходит излишек газов. Если долив делается 1-й раз, то лучше на всякий случай эксплуатировать батарею пробками вверх.
Перенес некоторые сообщения из похожей темы.
-
-
Evgeniy105
Вообще открывать заглушки можно острием качественных прочных маникюрных ножниц (которые у мастеров вообще-то должны быть, т.к. они много для чего нужны).
Так же большой толстой мощной швейной иглой (например, длиной до 9-10см).
Кончиком хорошего прочного ножа с тонким острием.
Очень тонкой отверткой из хорошей стали.
Или другим предметом с тонким прочным кончиком, которым можно подлезть.
Blinov Sergey
Год назад начал такую тему: долив воды (в разряженном состоянии АБ) в абсолютно новые AGM АБ. Как оказалось, и новые АБ (в новых настольных ИБП 450 Вт) вполне охотно "приняли" дистиллят. Цель - запас воды на работу внутри настольного ИБП. И проба снизить плотность электролита, которая в AGM от рождения завышена (по данным Михаила - аккумуляторщика из Перми, плотность электролита в AGM достигает 1,3 - 1,4 против нормы в 1,27 примерно. Что способствует более быстрой коррозии решёток элементов батареи при постоянном подзаряде батареи, да ещё и внутри корпуса ИБП. АБ - Leoch 12 V / 4.5 Ah, 1 штука в каждом ИБП.
Я в свои б/у батареи, которые купил с рук, тоже долил немного воды впрок не смотря на то, что батареи в принципе имели хорошее рабочее состояние
Некоторые тезисы.
Тот факт, что производитель оперирует термином "рекомбинация" и упоминает газы, нам только подтверждает, что газообразование даже при правильных условиях - есть. Учитывая, что рекомбинация возвращает только 99%, а 1% все-таки улетучивается - вот вам и потери воды даже при идеальных условиях.
Из личного опыта.
Батареи прослужили около 7 лет в моем ИБП и под конец не могли держать компьютер 10-15 секунд. То есть фактически умерли. Я их вскрыл, внутри они были сухие как пустыня. Долил в них воды, установил в ИБП, зарядил и в результате они уже могли держать компьютер целую минуту. Это совершенно явно показывает, что батареи умерли именно от пересыхания. Я все равно купил другие хорошие б/у батареи, в которые долил немного воды для профилактики, и которые работают уже 2 года.
Исправлено: Evgeniy105, 11.01.2025 15:59