Гегель был таки идеалист. А я материалист. Поэтому придерживаюсь того мнения, что сущность может быть только у того, что существует реально.
Конечно, если идея бога существует синхронно во многих отдельно взятых мозгах, то она - на надстроечном уровне - тоже реальна и объективна. Но не как вещь, а как идея. Идея существует объективно и, следовательно, реально, если она существует не в одном моём мозгу, но и в мозгах прочего народонаселения. Если она существует только в моём мозгу, то она субъективна для меня, но объективна для стороннего наблюдателя. Если я поделюсь своей идеей с другими, то тем самым я объективизирую её.
Тов. Ленин учил нас, что идея, овладевшая массами, становится материальной силой. Это прекрасно демонстрируют кузены мусульмане.
Но становится она силой, так сказать, рикошетом через мозги множества людей, а не через существование того, кого называют богом. Поэтому мы можем говорить о сущности идеи бога (по которой бог может быть только всемогущий и только один), но не о сущности самого бога, каковая была бы реальна только при условии реальности и самого бога.
Итак, идея бога, религии и храмы - реальны.
Сам бог - нет.
***
Но всё это ерунда по сравнению с тем, что - как учит нас партия - газы при расширении сжимаются. Особенно желудочные.
Добавление от 28.01.2025 17:40:
vssА подкопаться под гегелевскую диалектику и учения, из нее выросшие - например, марксизм-ленинизм - можно только чем-то столь же неубедительно верифицируемым вроде фрейдизма. Марксизм и фрейдизм - они просто о разном, и друг друга не подтверждают и не опровергают.