ДМИТРИЙСпасибо за ссылку. Конечно нужно cчитать тщательнее© (а для этого нужно знать все массогабаритные характеристики, характеристики ДУ на разных высотах, применяемые схемы стабилизации и проч.), но приведенные автором прикидки подтвердили мои сомнения в эффективности схемы вертикальной посадки на основной ДУ перед планирующей (частично самолетной) схеме возврата.
Добавление от 20.04.2015 08:46:
Domnitchрулевыми двигателями на верхнем концеДлина сигары не работает в плюс ни при каких обстоятельствах. Чем длиннее сигара, тем менее она жесткая, и в сумасшедшую систему диф. уравнений в частных производных вертикальной посадки сигары придется вводить учет изгибающих моментов от "расположенных вверху рулевых двигателей" (пишу в кавычках, потому что не уверен в их наличии, я этого просто не знаю, для управления вектором тяги теоретически достаточно карданного подвеса основной ДУ).
Добавление от 20.04.2015 09:53:
Следующая посадка Falcon 9 будет осуществляться на твердую землю Компания Илона Маска SpaceX планирует осуществить посадку первой ступени Falcon 9 не на морскую платформу, а на твердую землю. Такое заявление сделала президент компании Гвинн Шотвелл, не вдаваясь, правда в подробности — пока неизвестно, когда и куда будет посажена ступень Falcon 9.
По мнению представителей компании, посадка на твердую землю более надежна, чем посадка на морскую платформу. В последнем случае целый ряд причин природного характера (погодные условия, например) препятствуют осуществлению посадки ступени на платформу (во время второго запуска Falcon 9 посадить ступень не удалось из-за ветра и высоких волн — ступень пришлось сажать на воду).
Возможно, посадка на землю поможет ступени удержаться в вертикальном состоянии, что будет означать успешную попытку. По мнению Шотвелл, даже при оптимальных погодных условиях посадка на платформу — не лучший вариант, поскольку минимальная качка все равно будет (штиля можно ожидать месяцами), плюс ступень, по сравнению с платформой, слишком большая и тяжелая.
Почему же компания все же решила использовать именно море и платформу, несмотря на все сложности? Дело в том, что вода служит дополнительным фактором безопасности — даже если все будет гореть и взрываться (собственно, как это и происходит сейчас), никто не страдает, поскольку на море нет населенных пунктов или случайных прохожих.
Шотвелл также высказала свое отношение к проекту Vulcan, ракеты-носителя, чьи двигатели авторы разработки также планируют возвращать и использовать заново: «Они хотят снизить стоимость запуска ракеты. Наш план — сохранение самой ракеты, мы планируем отправлять людей, и забирать их, но возврат оказывается невозможным, если у вас нет ракеты».