Сергей Спирин
Стратегии вложения капиталаТри стратегииИнвестор, выходящий на рынки с целью вложения средств, для начала должен выбрать, каким же видом вложений капитала он собирается заниматься.
Есть три базовых стратегии поведения на финансовых рынках, которые доступны мелкому частному инвестору.
1. Спекуляции. На Западе чаще используется термин «маркет-тайминг» (market timing) или просто «тайминг» – выбор времени операций покупки и продажи инструментов. Теоретическая база – технический анализ. Время появления – конец 19 века. Основателем в западной традиции обычно считают Чарльза Доу (правда, говорят, что в Японии свечной анализ появился еще раньше, но кто тогда знал про рынки Японии?)
2. Активные инвестиции. На Западе часто используется также термин «сток-пикинг» (stock picking) – выбор отдельных ценных бумаг на основании финансовых отчетов эмитентов и иной информации о них. Теоретическая база – фундаментальный анализ. Время появления – 1930 – 1940 гг. Автором подхода обычно считают Бенджамина Грэма, а самым известным популяризатором – его ученика, Уоррена Баффета.
3. Наконец, пассивные портфельные инвестиции, на Западе более известные под термином Asset Allocation – распределение активов. Время появления – 1980 – 1990 гг. Подход чаще всего связывают с именем Гарри Марковица, хотя основную идею пассивных инвестиций еще до него описал Грэм в книге «Разумный инвестор». В настоящее время применяются подходы, основанные на идеях Марковица, но не сводящиеся к ним.
Вскользь отмечу, что есть и другие способы извлечения дохода на финансовых рынках, которые обычно недоступны инвестору без значительного капитала и/или институционального оформления своей деятельности: арбитраж, брокерская и дилерская деятельность, андеррайтинг, консалтинг и т.п. Здесь мы их рассматривать не будем.
Иногда в отдельную группу пытаются отдельно выделять алгоритмические (автоматизированные) подходы, однако, в реальности они не являются действительно самостоятельными идеями, а обычно строятся на базе одного из подходов, описанных выше. На базе спекулятивных идей и технического анализа (обработки данных о ценах и объемах операций на рынке) обычно строится алготрейдинг. Автоматизация на базе идей активных инвестиций и фундаментального анализа приводит к факторным и т.н. «смарт-бета» стратегиям – индексы и фонды на факторы вроде value, growth, дивидендной доходности и т.п. Автоматизация распределения активов и пассивных портфельных инвестиций выливается в робоэдвайзинг и фонды жизненного цикла.
Далее мы разберем особенности всех трех подходов, а также поговорим о том, почему они появлялись на свет именно в этом порядке, а также о том, как при этом изменялись финансовые рынки, приводя к смене приоритетов инвесторов.
К сожалению, на практике есть еще и четвертая группа, причем она едва ли не более многочисленна, чем перечисленные три вместе взятые. К ней относятся игроки, «чайники», непрофессиональные инвесторы, люди, плохо понимающие, что они делают на рынке, и пытающиеся смешивать между собой перечисленные выше стратегии. Их основные инструменты – интуиция, «чуйка», торговля по новостям, слухам и советам «экспертов». Идти таким путем не рекомендую. Как правило, большинство бед на фондовом рынке происходит от того, что люди не понимают, каким именно видом вложений денежных средств, каким именно типом поведения на финансовых рынках они пытаются заработать. Можно быть успешным спекулянтом. Можно быть успешным активным инвестором. Можно быть успешным пассивным инвестором. Но когда человек начинает, скажем, пытаться вкладывать, пытаться играть на рынке как спекулянт, а после потери части средств начинает считать себя долгосрочным инвестором, или наоборот, когда он решает инвестировать на длительный срок, но при этом зачем-то периодически выходит из позиции по стоп-приказам, его, как правило, ждут проблемы.
Итак, есть три способа поведения инвестора на финансовых рынках. Далее рассмотрим их подробнее.
Продолжение следует…
#ликбез
Добавление от 24.08.2024 11:00:
Сергей Спирин
Стратегии вложения капитала(продолжение)
1. Спекуляции, или маркет-тайминг
Начнем со спекуляций - они появились раньше прочих подходов. На Западе используют термин «маркет-тайминг» или просто «тайминг» – выбор времени операций покупки/продажи активов в надежде получить доходность выше среднерыночной.
Спекуляции существуют с момента зарождения рынков. Однако попытки подвести под них теоретическую базу относятся к концу XIX века и связаны с именем Чарльза Доу. Того самого, что придумал индекс Доу-Джонса и основал газету The Wall Street Journal. В 1890-е годы он впервые сформулировал основные постулаты технического анализа, а также описал различные модели поведения графиков, фигур и т.д.
Доу заметил, что определенное поведение графиков цен в прошлом приводит к тому, что их движение в одном из направлений в будущем становится вероятнее, чем в противоположном. Он утверждал, что:
- В ценах уже учтена вся имеющаяся информация
- Любые сведения как о событиях, которые уже произошли, так и о событиях, которые могут произойти, уже заложены в ожидания участников торгов и нашли отражение в ценах акций.
- Движение цен происходит целенаправленно
- История повторяется
Метод получил название «Технический анализ» – прогнозирование изменений цен, основанное на анализе динамики рынка. Изучает исключительно результаты биржевых операций – цены и объемы торгов.
Технический анализ – это попытка играть против рыночной толпы в расчете на особенности массовой психологии. Известно, что, когда люди вместе реагируют толпой (кучей, группой) на одни и те же раздражители, то они склонны к коллективным иррациональным и невыгодным для себя действиям. Например, все вместе впадают в эйфорию и загоняют цены к небесам, либо наоборот впадают в панику и начинают дёшево распродавать свои активы.
Есть такой термин – «лемминговое поведение», в честь грызунов из семейства хомяков, которые, сбиваясь в стаи, бездумно следуют друг за другом, совершая самоубийственные действия. Например массово бросаются с утеса или тонут в реках.
Доу анализировал графики поведения цен и объемов активов для выяснения настроений «рыночной толпы» и дал советы, как попытаться заработать на краткосрочных колебаниях цен. Для этого он предлагал определять направление «трендов» – действующих на рынке тенденций – и присоединяться к рыночной толпе, чтобы затем вовремя покинуть ее при признаках разворота тренда. Для этого анализируются повторяющиеся в графиках цен паттерны, фигуры, указывающие на продолжение или разворот тренда.
Работает ли технический анализ? Возможно, он неплохо работал во времена Чарльза Доу, когда у трейдеров не было компьютеров, информация о ценах доходила до людей с разным уровнем задержки с ленты телеграфа или тикера. Когда одни люди (меньшинство) строили графики, а другие люди (большинство) этого не делали, впадая в эйфорию или в панику вместе с рыночной толпой, подходы Чарльза Доу, пожалуй, и в самом деле могли помогать участникам рынка, использующим идеи технического анализа, извлекать из этого дополнительную выгоду.
Возможно ли это сейчас, в век персональных компьютеров, когда информация одновременно доходит до всех участников рынка, и все наблюдают одни и те же графики? Все пытаются реагировать на одни и те же сигналы, изменяя тем самым рыночные цены, и у вас остается мало шансов заработать на том, что уже знают все (или как минимум очень многие).
В любом случае, принципы технического анализа носят не абсолютный, а вероятностный характер. Они не обеспечивают возможность угадывать движения рынка все время, в большинстве случаев направление движения неизвестно. Для получения спекулятивной прибыли нужна система, обеспечивающая положительное математическое ожидание результата («перевес»), важнейшим элементом которой является риск-менеджмент.
Позже я отвечу на вопрос, в какой степени технический анализ может быть полезен в сегодняшних условиях, а мы далее рассмотрим следующий подход.
Продолжение следует…
#ликбез
Добавление от 24.08.2024 11:04:
Сергей Спирин
Стратегии вложения капитала(продолжение)
2. Активные инвестиции, или сток-пикинг
Следующий популярный подход – активные инвестиции, появился в 1930 - 1940-е гг. Обычно его связывают с именем Бенджамина Грэма, а также его самого известного ученика – Уоррена Баффета, умело применявшего эти методы на практике, и заслуженно получившего звание самого известного и богатого инвестора планеты. На Западе часто используют термин «сток-пикинг» – выбор отдельных ценных бумаг. Первым системным изложением принципов стали учебник Грэма и его соавтора Дэвида Додда «Анализ ценных бумаг», 1934 г., а также книга Грэма «Разумный инвестор», 1949 г.
Теоретической базой для активных инвестиций является фундаментальный анализ – метод прогнозирования изменений цены, основанный на анализе бизнеса эмитента.
Предметом фундаментального анализа является изучение финансового состояния бизнеса, стоящего за акциями. В первую очередь – на основе балансовой и отчетной информации. К фундаментальному анализу также относят изучение процессы на макроэкономическом уровне (экономики в целом).
Если в основе технического анализа лежит психология участников рынка, то в основе фундаментального анализа – экономика. Фундаментальный анализ предполагает, что акции более успешных компаний растут в цене, акции менее успешных компаний – падают. Цель фундаментального анализа – выявление эмитентов, акции которых недооценены или переоценены для их покупки или продажи. А метод – сравнение показателей эмитента с аналогичными показателями других эмитентов, средними показателями по отрасли, или с его же показателями за другие периоды времени.
Для сравнения обычно используют не абсолютные, а относительные показатели. Например, показатели оцененности –
отношение цены акций к прибыли на акцию (Price/Earnings, P/E), цены к балансовому капиталу (Price/BookValue, P/B) и т.п. Показатели эффективности – рентабельность капитала (Return on Equity, ROE), рентабельность активов (Return on Assets, ROA) и т.п. Другие показатели, например, дивидендную доходность – отношение дивидендов к цене акции.
Через изучение и сравнение таких показателей (их еще называют мультипликаторами) аналитик пытается ответить на вопрос «сколько должна стоить акция?», «какова справедливая цена акции?». Если акция «недооценена», аналитик даст рекомендацию «покупать», если «переоценена» – «продавать».
Недостатками фундаментального анализа являются высокая трудоемкость как сбора информации, так и ее обработки; низкая точность, поскольку основным материалом служит бухгалтерская отчетность, которая публикуется редко, с запаздыванием, и может быть искажена, а также невозможность применения в краткосрочной перспективе. Аналитик может сказать, недооценена бумага или переоценена, но не может назвать сроки возврата цен к норме.
Работает ли фундаментальный анализ? Как и в случае с техническим анализом, подходы Грэма, вероятно, хорошо работали во времена Грэма, когда для получения необходимых отчетов нужно было ехать на предприятие, встречаться с руководством, возвращаться с кипой отчетов, и тщательно анализировать их. И это, действительно, давало аналитику преимущества перед теми, кто отчетов не видел и не анализировал.
В наш век, когда отчеты публикуются в интернете в электронном виде и мгновенно становятся доступны всем участникам рынка, возможность обладания информацией, которую не знают другие, вызывает все больше сомнений. По сути, принципы фундаментального анализа перестают работать, когда их начинают применять массово – рынки начинают реагируют на сигналы быстрее, чем это в состоянии сделать вы.
Например, если в начале своей деятельности Баффет легко обыгрывал рынок, то за последние 21 год (2003 - 2023 г.) доходность его фонда Berkshire Hathaway уступает доходности широкого индекса S&P 500.
Почему так происходит? Почему ранее работавшие подходы перестают работать?
Продолжение следует…
#ликбез