FAQ ПО ТЕМЕ
Построение домашнего кинотеатра на базе проектора. Технические решения. Дизайн.
Построение домашнего кинотеатра на базе проектора. Технические решения. Дизайн.
Домашний Кинотеатр(далее ДК) на базе проектора в корне отличается от ДК на основе телевизора, так как он является системой «проектор-экран-помещение». При построении данного ДК возникает целый ряд задач, таких как подготовка помещения(затемнение и маскировка), коммутация, размещение экрана и проектора, дизайн комнаты под ДК и т.д. и т.п. В данной ветке предлагается обсуждать не только «ЧТО НУЖНО» для построения ДК на основе проектора, но и «КАК ЭТО СДЕЛАТЬ». Давайте делится опытом и идеями!
Данная тема является логическим ответвлением и дополнением темы «Мультимедийный проектор домашнего кинотеатра», и неразрывно с ней связанна.
В данной теме обсуждаются вопросы инсталляции, подготовки(затемнения) и дизайна помещения, коммуникаций и автоматизации, а так же всяких самоделок. Так же, возможно обсуждение акустической обработки и инсталляции акустики, но в контексте ДК с проектором, и в рамках конкретного проекта. Рассказ о том что и как вы сделали, фотографии и видео только приветствуются.
Размещать фотографии предпочтительно на местном ресурсе http://fotkidepo.ru/
Этот ресурс является совмещённым с конференцией iXBT, и под вашим ником всегда будет ссылка на ваши фотоальбомы. Отдельной регистрации ресурс не требует. Для входа на фото-ресурс используются логин и пароль с конференции iXBT.
Данная тема имеет свои сложившиеся внегласные правила и традиции.
В теме принято обращаться на «вы», за исключением тех случаев, когда участники конференции давно знакомы, и перешли на «ты» по обоюдному согласию. В противном случаи, излишняя фамильярность может расцениваться как хамство.
Тема является сугубо практической и конструктивной, и по этому обсуждения следует вести в соответствующем ключе. В данную тему приходят решать конкретные задачи по строительству ДК, по этому предполагается что вы имеете представление о проекционных технологиях, уже купили проектор или определились с его выбором.
Перед тем как задать вопрос, прочтите FAQ, и воспользуйтесь поиском по теме. Возможно там уже есть на него ответ. Также желательно убедится, что ответа нет на просторах интернета.
В данной теме участники конференции с удовольствием вам помогут, и многое с вами обсудят, но это не значит, что можно на них перевалить всю работу по поиску ответов и принятию решений. Не забываем что участники вам ни чему не обязаны, и лентяев собственно ни кто не любит.
Ввиду специфики темы, допускается некоторый оффтоп, но он должен быть выделен соответствующими тегами, и не стоит им злоупотреблять, дабы не засорять тему.
Флуд и флейм в теме вне закона.
[!][Внимание!]
В данной теме не обсуждаются сами проекторы, их выбор и вопросы их приобретения.
В данной теме не обсуждаются акустика и ресиверы, их выбор и вопросы их приобретения.
В данной теме не обсуждаются проигрыватели и источники сигнала, их выбор и вопросы их приобретения.
Обсудить проекторы и их выбор в можете в:
Мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 14)
Проекторы, использующие микродисплеи DLP/LCOS/SXRD/DILA и LED,LASER как источник света
Обсудить акустику для ДК и всё что с ней связанно вы можете в:
Домашний кинотеатр: аудиосистема
Обсудить модели готовых экранов и вопросы их приобретение вы можете в:
Проекционные экраны
Обсудить проигрыватели и источники сигнала вы можете в:
Домашний кинотеатр: проигрыватели и источники сигнала
http://fotkidepo.ru/photo/717626/54981Y9wrWbX9jk/1089657w.jpg (820x10, 0.4Kb)
ИНСТАЛЛЯЦИЯ ПРОЕКТОРА:
Типы проекций.
Типы проекций делятся на прямую и обратную(на просвет экрана), а также на настольную и потолочную. В результат получается четыре варианта. Переключение типов проекции производится в меню проектора. Обратная проекция практически не используется, так как для её организации требуется отдельное помещение по другую сторону экрана, с глубиной превышающей проекционное расстояние, а также специальные просветные экраны. Наиболее часто используемый в ДК тип проекции прямая-потолочная.
Понятия Lens Shift (Линзшифт, Сдвиг объектива), Offset (Оффсет).
Линзшифт — это механизм смещения объектива относительно матрицы проектора, в результате чего проецируемое изображение смещается относительно оптической оси объектива. Наличие линзшифта существенно облегчает инсталляцию проектора, так как неточность проекции на экран, ввиду неточности установки проектора, можно откорректировать с его помощью. Также его наличие даёт некую свободу в выборе места для проектора. У проекторов бывают горизонтальный и вертикальные линзшифты. Чаще присутствуют оба, но существуют проекторы только с вертикальным. Линзшифт может быть как с ручным механическим управлением, так и моторизованным. Степень и диапазон сдвига выражается в процентах ширины изображения для горизонтального(обычно до 50%), и высоты изображения для вертикального(обычно до100%). Наличие и диапазон линзшифта указывается в спецификациях проектора.
[Внимание!]
Горизонтальный и вертикальные сдвиги взаимозависимые. Использование одного типа линзшифта, уменьшает диапазон другого.
Оффсет — это частный фиксированный случай линзшифта, где смещение заданно конструкцией, и не имеет возможности регулировки. Оффсет имеют все проекторы не имеющие линзшифт, так как это даёт возможность настольной или потолочной установки, а не строго по середине экрана.
Трапециевидные искажения..
Трапециевидные искажения возникаю при проецировании под углом, в результате чего форма изображения отклонятся от прямоугольной в сторону трапеции. Избежать трапециевидных искажений можно соблюдая одно простое правило, ось объектива должна быть строго перпендикулярна плоскости экрана. Попадание проекции изображения в рамки экрана достигается линзшифтом, или точностью установки проектора.
Коррекция трапециевидных искажений..
В некоторых проекторах присутствует коррекция трапециевидных искажений, как ручная, так и автоматическая. Степень и диапазон коррекции выражается в градусах, и указывает угол наклона проектора, который может компенсировать. Данная коррекция является программной, и заключается во внесении искажений в исходный сигнал, компенсирующих трапециевидные искажения на экране.
[Внимание!]
Поскольку коррекция трапециевидных искажений заметно ухудшает качество изображения, применение её в условия ДК настоятельно не рекомендуется. Оставим эту функцию для офисных проекторов, где качеству изображения особо не уделяется внимания.
Проекционное расстояние.
Проекционное расстояние -это расстояние от линзы объектива до плоскости экрана.
Внимание! Распространённая ошибка, когда при расчётах установки и выборе проектора путают ширину (длину) помещения с проекционным расстоянием. Не стоит забывать, что проектор имеет свои габариты, плюс нужно расстояние от стены для циркуляции воздуха, да экран, как правило тоже вынесен от стены. Проекционное расстояние можно рассчитать с помощью проекционных таблиц в инструкции, или с помощью проекционного калькулятора
Трансфокатор(Зум, Zoom).
Трансфокатор, он же зум - объектив с переменным фокусным расстоянием. Позволяет изменять размер изображения, или же проекционное расстояние соответственно. Это даёт некую свободу при инсталляции, а так же в выборе размера экрана. Зум выражается кратностью. Кратность указывается в спецификациях проектора. Зум бывает как с ручным управлением, так и моторизованный.
[Внимание!]
Сразу что бы не било путаницы. Максимальный зум, это максимально увеличение проекции, и соответственно минимальное проекционное расстояние. Минимальный зум, это минимальное увеличение проекции, соответственно максимальное проекционное расстояние.
[Внимание!]
Существует зависимость между яркостью, контрастом и зумом. При максимальном зуме выше яркость, но ниже контраст. При минимальном зуме выше контраст, и ниже яркость.
Так же, если вы перфекционист, можно учитывать что при увеличении зума увеличиваются хроматические аберрации.
Линзмемори.
Редкая но очень полезная функция, которой обладают некоторые проекторы с моторизованным объективом. Данная функция позволяет запоминать настройки резкости, трансфокатора и линзшифта, а так же вызывать их по требованию. Это даёт широкие возможности по использованию различных вариантов мультиформатных экранов, анаморфных объективов и т.д.
Проекционные калькуляторы.
Для облегчения выбора и инсталляции проекторов, ведущие производители у себя на сайте размещают проекционные калькуляторы. Так же свои калькуляторы имеют некоторые специализированные сайты и форумы. В некоторых случаях калькулятор можно скачать.
Вот примеры некоторых таких калькуляторов:
калькулятор Epson: http://www.epson.ru/catalog/calc/
калькулятор Benq: http://benq.ru/projectioncalculator/
калькулятор JVC: http://cdn.jvc.ru/lens_calculator/calculator.html
калькулятор Christie http://www.christiedigital.co.uk/emea/business/produ…ages/default.aspx
универсальный калькулятор сайта ProjectorCentral: http://www.projectorcentral.com/projection-calculator-pro.cfm
Расстояние просмотра и размер экрана.
Важен вопрос соотношения размера экрана и расстояния просмотра. На самом деле всё индивидуально, и зависит от целей и задач. Существует некий стандарт от которого можно отталкиваться, это расстояние просмотра равняется 1.5 ширины экрана(по стандарту ТНХ 1.41). Но личные предпочтения бывают разные, и колеблются от 1 до 2. Так же нужно учитывать, что при просмотре 3D, для большего эффекта погружения, важно что бы было задействовано периферийное зрение, поэтому в данном случае, лучше выбирать меньшее соотношение, в рамках от 1 до 1.5.
Высота размещения экрана.
Высота размещения экрана может зависеть от многих факторов, таких как размер экрана, особенностей помещения и т.д. Идеальным считается когда глаза зрителя находятся на уровне линии нижней трети экрана.
Крепления и размещение проектора.
Проектор можно поставить на стол, тумбочку или полку, но наиболее удобно разместить его с помощью крепления. На дне корпуса проектора присутствуют закладные под винты(обычно под резьбу М4) с помощью которых проектор прикручивается к креплению. Крепления бывают различных типов и конструкций. Наиболее распространены потолочные и настенные. Некоторые производители выпускают специализированные крепления для своих проекторов. Так же существует огромное разнообразие так называемых универсальных креплений. Подбирая крепление нужно убедится что оно подходит для вашего проектора по расположению закладных под винты, по выносу штанги и по выдерживаемому весу.
Анаморфная линза 2,35:1.
Анаморфная линза, это линза оптически изменяющая пропорции изображения. Такая линза позволяет проецировать изображение с матрицы с соотношением 16:9 на экран с соотношением 2,35:1. Таким образом анаморфная линза позволяет задействовать весь объём матрицы при просмотре контента 2,35:1. Анаморфные линзы бывают моторизованные. Управление может осуществляться от триггерного выхода проектора. Существенным недостатком анаморфной линзы является её стоимость, сопоставимая со стоимостью дорогого проектора.
Триггер.
Устройство обладающее способностью длительно находиться в одном из двух устойчивых состояний и чередовать их под воздействием внешних сигналов. В нашем случае триггером могут снабжаться экраны и анамрфные линзы. При подаче на вход триггера +12В, триггер даёт команду на опускание экрана (анаморфной линзы). При пропадании на входе +12В, экран(анаморфная линза) поднимается.
Триггерный выход.
Разъём на панели проектора, как правило ТС 3.5мм(моно мини-джек). Триггерный выход +12В используется для управления экранами и анаморфными линзами, оснащенными триггерным входом +12В. Срабатывать может на включение проектора(для управления экраном), или же на включение анаморфного режима(для управления анаморфной линзой). Включить и выключить триггерный выход, а так же выбрать тип срабатывания можно в меню проектора. Изредка у проектора может встречаться два триггерных выхода.
ЭКРАНЫ:
Формат экрана.
Проекционные экраны бывают с различным соотношением сторон(Aspect Ratio). Это 1:1, 4:3, 16:10, 16:9, 2.35:1. Возникает естественный вопрос какой формат выбрать. Ответ очень простой, экран должен соответствовать соотношению сторон матрицы проектора. Для большинства проекторов для ДК родным соотношением сторон является 16:9. Сейчас появилось много проекторов для развлечений с соотношением сторон 16:10, для них следует выбирать соответствующий экран.
Так же существуют мультиформатные экраны различных конструкций. Такие экраны весьма не дёшевы, но решают проблему разноформатного контента. Так или иначе основным у них является соотношение 16:9.
Если вы строите серьёзный дорогостоящий домашний кинотеатр, который собираетесь использовать только для просмотра кино, то правильным будет использовать формат экрана как в кинотеатре 2.35:1. Но нужно помнить, что для использования такого экрана потребуется решить проблему несоответствия соотношения сторон экрана и матрицы проектора, например с помощью не дешёвой анаморфной линзы.
http://fotkidepo.ru/photo/717626/54981Y9wrWbX9jk/1044992w.jpg
Рабочая поверхность экрана.
Это область экрана на которую проецируется изображение
Контрастная рамка и кадрирующие шторки.
Контрастная рамка, это чёрная рамка по периметру экрана, которая создаёт чёткую контрастную границу изображения и скрывает краевые дефекты и нарушения геометрии проекции, что даёт большее погружение и комфорт просмотра.
В случае просмотра контента с соотношение сторон отличающимся от формата экрана, могут возникать так называемые серые полосы, так как край изображения не будет совпадать с контрастной рамкой. В этом случае приминаются кадрирующие шторки, которые закрывают неиспользуемые области экрана.
Экстрадроп.
Это область полотна рулонного экрана между рабочей плоскостью и корпусом. Высота экстрадропа, это та высота, на которую вы сможете опустить экран относительно корпуса.
Характеристики проекционного полотна.
Коэффициент усиления (отражения).
Коэффициент измеряемый относительно коэффициента отражения карбоната магния (MgCO3). За единицу(1.0) взят коэффициент отражения белой матовой поверхности.
Угол отражения(обзора)
Это угол при просмотре с которого интенсивность отражённого светового потока от экрана падает на 50% относительно просмотра под прямым углом.
[Внимание!]
Коэффициент усиления и угол отражения находятся в обратно-пропорциональной зависимости.
Дефекты изображения вызываемые характеристиками экрана.
Горячее пятно(Хотспот, hotspot)
У экранов с большим коэффициентом усиление, а соответственно с малым углом отражения может возникать так называемое горячее пятно. Это явление возникает ввиду падения яркости отражённого от экрана света при увеличении угла просмотра. В результате область экрана находящаяся непосредственно перед глазами воспринимается более яркой нежели области экрана находящиеся под большим углом.
Муар.
Муар - узор, возникающий при наложении двух периодических сетчатых рисунков. Может возникать на экранах имеющих периодическую структуру, при наложении его структуры и пиксельной решетки матрицы проектора.
Типы полотна экрана.
Здесь планировалось описать различные типы полотен и их маркировку, но ввиду того, что типов полотен много, и маркировка у различных производителей отличатся, остановимся только на основных типах.
Белый Матовый(Matt White, MW).
Обладает коэффициентом 1.0 или близким к нему, соответственно обладает широким углом обзора. Этот тип полотна является эталонным, и наиболее желательным в домашнем кинотеатре. Требует подготовки помещения.
Серый экран High (Contrast Grey, HCG).
Как ясно из названия имеет серое покрытие, и соответственно является ослабляющим с коэффициентом около 0.8. Вопреки утверждениям маркетологов не является повышающим контраст. Максимум что может такой экран, это частично компенсировать потери контраста от переотражений в неподготовленном. В хорошо подготовленном помещении польза для контраста от серых экранов стремится к нулю. Можно говорить о некотором повышение контраста за счёт падения засветки от переотражений из-за падения яркости света отражённого от экрана, но эффект мизерен.
Также некоторое повышение контраста присуще серым экранам с усиливающим полотном.
Серые экраны за счёт своего цвета позволяют добиться более глубокого черного цвета при избыточной яркости проектора.
Серебристые экраны..
Это экраны с металлизированным покрытием. Такое покрытие сохраняет поляризацию света при отражении, по этому применяется для создания систем пассивного поляризационного 3D.
Акустически прозрачные экраны.
Это экраны полотно которых пропускает звук. Такие экраны позволяют разместить фронтальную акустику непосредственно за ним. Акустическая прозрачность достигается либо перфорацией полотна, либо особенным плетением нитей.
Экраны с просветным полотном..
Экраны с полупрозрачным полотном, предназначенные для обратной проекции.
Краски для экранов.
Краски для проекционных экранов производится большим количеством фирм таких как Goo Systems, Visual Reality, Paint On Screen, Screen Paint Systems и т. д. Как правило всё это различные виды красок на акриловой основе. На данный момент наиболее популярной для экранов является интерьерная краска Tikkurila Harmony.
Конструкции готовых экранов.
Готовые экраны представляют собой законченные конструкции, которые остаётся только собрать, и/или установить.
Мобильные экраны.
Бывают различных конструкций, на штативе, на раме, надувные и т. д. Нам они мало интересны ввиду их специфики.
Ручные рулонные экраны.
Представляют из себя экранное полотно наматываемое на вал с возвратным механизмом, размещённом в кожухе. Такие экраны имеют настенно-потолочные крепления. Самый распространённый тип экрана ввиду его дешевизны. Конструкция имеет принципиальные недостатки, которые могут привести к деформации полотна экрана(к волнам).
Моторизованные экраны.
Тип рулонного экрана снабжённый внутривальным электроприводом. Могут иметь различные варианты управления и их сочетания. Это проводное, радиочастотное или инфракрасное дистанционное управление, 12в триггер срабатывающий от триггерного выхода проектора при его включении. Такие экраны легко включаются в систему «умный дом». Моторизованные экраны хоть и подвержены волнам, но в гораздо меньшей степени.
Экран с боковыми натяжителями.
Это рулонный моторизованный экран снабжённый боковыми натяжителями. Натяжители представляют собой нить скользяще прокреплённую по боковому краю в виде арки направленной к центру экрана. Такая нить под весом утяжелителя стремится выпрямится, и тянет полотно экрана, что даёт его ровное натяжение. Как вы понимаете такие экраны лишены главного недостатка обычных рулонных экранов.
Напольный рулонный экран.
Это рулонный экран корпус которого устанавливается на полу или на столе, и выдвигается снизу вверх. В развёрнутом виде полотно удерживают раскладные штанги. Напольные экраны бывают как с ручным управлением, так и моторизованные.
Готовый экран постоянного натяжения.
Это стационарный экран представляющий собой раму с натянутым полотном. Самый лучший вариант в плане натяжения полотна. Недостатком можно считать его стационарность, так как для него придётся выделить большую площадь стены, но это не имеет значения если вы выделяет под ДК отдельное помещение или зону в комнате.
a
Встраиваемые экраны.
Как правило это моторизованные рулонные экраны потолочного или напольного типа, конструкция которых предназначена для встраивание в потолок , пол или мебель. В некоторых случаях производители выпускают как опцию встраиваемые порталы, совместив с которыми обычный экран, можно превратить его во встраиваемый.
Мультиформатные экраны.
Это различные типы экранов, конструкция которых позволяет изменять соотношение сторон рабочей поверхности экрана соответственно формату просматриваемого контента. Достигается это с помощью различных видов вертикальных и горизонтальных кадрирующих шторок. Так же встречаются типы мультиформатных экранов, в которых присутствует насколько полотен различного формата, и при необходимости их можно сменить.
DAY экраны.
Совсем не обязательно покупать готовый экран. Экран вполне можно изготовить самому, или заказать его изготовление под свои нужды. Это позволит вам как сэкономить средства, таки и даже добиться лучшего результата чем с покупным экраном.
Материалы и конструкции, которые можно использовать для экрана, весьма разнообразны. Для рабочей поверхности можно использовать как специальный экранный материал, так и совершенно различные материалы. Часто не плохой вариант даёт ровная покрашенная стена.
Экран под покраску.
???
Примеры размеров экранов.
ЗАТЕМНЕНИЕ(ПОДГОТОВКА ПОМЕЩЕНИЯ):
Ликбез.
Коснёмся краеугольного вопроса, касающегося самого смысла подготовки помещения.
Итак, мы понимаем что ДК с проектором, это не телевизор, а система проектор-экран-помещение, где все составляющие непосредственно влияют на качество изображения. Если с проектором и экраном всё более менее понятно, то давайте разберёмся причём тут помещение.
Важнейшим показателем для субъективного восприятия качества изображения, является контраст, то бишь разница между белым(светлыми) и чёрными(тёмными) участками изображения. В нашем случае засвеченные участки белого экрана воспринимаются как белый, а не засвеченный чёрным. разница между ними и есть контраст.
Теперь представим что у нас появляется внешний источник света, который засвечивает тёмные участки экрана, которые не засвечивает проектор. Разница между тёмным и светлым участком сокращается, а, следовательно, падает контраст, что губительно сказывается на качестве изображения. Таким образом мы приходим к тому, что подготовка помещения, это его затемнение, для борьбы с засветками экрана.
Но помимо борьбы с источниками света, нам нужно ещё и убрать источники переотражений. Вспомним про луну. «И бесстыдница луна, осветила с..на». На самом деле луна не светит. Источником света всё равно является солнце, а луна является просто отражающей поверхностью. Точно такими же отражающими поверхностями являются наши стены и потолок. Как мы помним из уроков физики в школе, то цвет поверхности, это просто её отражающая характеристика. То есть белый цвет, это поверхность которая отражает максимальный спектр, а чёрный, это минимальное отражение света. тем самым белые стены и потолок являются хорошо отражающими поверхностями, а чёрные плохо отражающими.
Представим что у нас белые стены и потолок. Свет из проектора попадает на экран, отражается на стены и потолок, и переотражаются от них обратно, тем самым засвечивая тёмные участки изображения, что, как мы ранее выяснили, убивает контраст. Каким бы высоко контрастным ни был ваш проектор, от этого не будит толку, если будут присутствовать источники засветки экрана. Ваш проектор просто полностью не раскроет свой потенциал.
И так. Затемнение(подготовка помещения), это ряд комплексных мер по борьбе с внешними источниками света и источниками переотражений, засвечивающих экран, призванные максимально сохранить контраст и уровень чёрного, которые способен выдать ваш проектор.
Внешние источники засветки.
Внешние источники засветки могут быть как искусственные(лампы освещения), так и естественные.
С лампами освещения всё просто, во время просмотра они должны быть выключены. Некоторые из новичков планируют просмотр при свете, хотят смотреть как телевизор, или из-за того боятся что не будут видеть ни чего в комнате при просмотре кино. Это не правильно. Во первых от этого сильно пострадает качество изображения. Во вторых не забываем, что проектор сам является мощным источником света, и при просмотре можно не боятся промахнутся бутербродом мимо рта. А если помещение светлое, то на светлых сценах вполне можно будет читать. Так же желательно избавится от всевозможных подсветок и сигнальных ламп(светодиодов) аппаратуры.
С окнами чуть посложнее, но тоже всё просто. Окна нужно закрыть. Закрыть нужно так, чтобы ни какой свет через них не проникал. Для этого подойдут как портьеры, так и рулонные шторы. Рулонные шторы лучше использовать кассетного типа. Они крепятся непосредственно на оконную раму, и имеют направляющие с уплотнителями, что обеспечивает отсутствие щелей, в то время как у обычных рулонных штор нет плотного пролегания. Для любого типа штор следует использовать светонепроницаемые ткани, которые продаются под общим названием Blackout (БлэкАут) и Dimout (ДумАут)
Источники переотражений.
Идеальным для изображения будет помещение с отсутствием каких либо отражающих поверхностей, где всё чёрное и матовое. Но это трудно достижимо, да и в плане дизайна весьма спорно. По этому подготовка помещения является рядом компромиссов между нуждами борьбы с переотражениями и рядом других соображений, таких как , например, эстетических и функциональных.
Для начала рассмотрим, в порядке убывания, критичность различных зон помещения для переотражений. Интенсивность переотражений напрямую зависит от близости поверхностей к экрану. Наиболее критичными для переотражений являются первые полтора два метра от экрана, где переотражения от поверхностей наиболее интенсивны. Сюда в первую очередь входят потолок , боковые стены и в некоторой степени пол. Вторыми по важности для затемнения являются остальные части помещения. Фронтальная стена, то есть стена на которой находится экран наименее критична, так как свет отражённый от экрана на неё не попадает, но затемнять её всё же следует, хотя и совершенно по другой причине. Её затемнение позволит скрыть из поля зрения элементы интерьера, что даст большее погружение в происходящее на экране.
Конструкции и различные варианты затемнения.
Здесь мы будем иметь ввиду затемнение не как борьбу с внешними источниками света, а как борьбу с источниками переотражений.
Вариантов с затемнением очень много, и можно сказать каждый отдельный случай уникален. Всё зависит от очень многого, например, от типа домашнего кинотеатра, от назначения помещения, от стиля дизайна, от того съёмная ли квартира и даже от условий выдвинутых вашей женой. Здесь, пожалуйста, без смеха, ибо несогласие родных на внесение изменений в интерьер одно из самых распространённых препятствий для создания нормального домашнего кинотеатра. Продумывая затемнение нужно исходить из самого главного, цель затемнения по возможности максимально убрать источники переотражний, или хотя бы убрать их в самых критичных зонах, а дальше на что горазда ваша фантазия.
Пожалуй самым распространённым и интересным вариантом является драпировка, то есть отделка, или завешивание стен и потолка различными видами тканей. Драпировка может быть самого различного типа. Это может быть стационарная драпировка, может быть съемная конструкция, а может быть и использование различных карнизных систем, вплоть до моторизованных.
Самым простой для реализации вариант драпировки, это четыре крючка на боковых стенах, на которые вывешиваются боковые шторы, а так же на них же растягивается полотно закрывающее потолок. Способ настолько прост, что им можно воспользоваться как временным вариантом, что бы на своём опыте убедится в положительном влиянии затемнения на качество изображения.
Так же комнату ДК (или зону экрана) можно отделать различными видами ковролина или карпетом, можно воспользоваться различными видами декоративных панелей, можно поклеить соответствующие обои, или, на конц, просто покрасить. Главное правило, поверхности должны как можно меньше отражать света, то есть должны быть максимально матовые и максимально тёмные или черные, максимально на сколько вы можете себе позволить.
Материалы для затемнения.
???
КОММУНИКАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ:
Организация электропитания в ДК.
Одним из первых этапов строительства ДК, как и в любом ремонте, это электромонтажные работы. Это очень важный этап, и на его стадии нужно предусмотреть всё, так как по завершению отделочных работ зачастую уже невозможно будет что-либо изменить. Первостепенная задача обеспечить ДК максимально качественным электропитанием.
Питание следует обеспечить от одной фазы, так как вся аппаратура так или иначе будет связанна по контурам заземления и экранирования, что при использовании двух или более фаз, у которых может различаться напряжение и частота, а так же присутствовать некий перекос фаз и т.д., могут возникнуть проблемы с наводками помехами и т.д. Питание следует заводить в ДК непосредственно от щитка(учётного щитка, распределительного и т.д.) с обеспечением заземления, при этом совершенно не стоит экономить на сечении кабеля. Сечение кабеля должно иметь внушительный запас, так как даже если сечение кабеля хватает для обеспечения пожарной и электробезопасности, то это не значит что его достаточно его достаточно для качественной работы аудио и видео аппаратуры.
При организации электропитания, на стадии электромонтажа нужно обеспечить достаточное количество выводов питания(розеток), при этом необходимо что бы они находились в нужных местах. Выводы питания следует предусмотреть в непосредственной близости от проектора, источника сигнала, ресивера, усилителей, моторизованного экрана, активной акустики и т.д. При этом высота расположения выводов электропитания(розеток) ни чем не лимитирована. Если проектор или экран находится под потолком, то и розетку располагаем там же и т.д. Это целесообразно и с практической, и с эстетической стороны.
Так же не лишним будет озаботится обеспечением фильтрации и стабилизации питания, установив сетевые фильтры и стабилизатор напряжения. Если у вас велика вероятность внезапного отключения электроэнергии, то для обеспечения выключения проектора с соблюдением температурного режима его можно подстраховать источником бесперебойного питания. Единственное нужно помнить, что далеко не всякий ИБП способен подхватить проектор.
Коммуникации.
Так же на стадии электромонтажа следует позаботится и об иных необходимых вещах. Следует подвести в необходимые места витую пару для интернета, проложить акустические кабели, проложить HDMI и/или другие сигнальные кабели, триггерный кабель, кабели для кабельного и спутникового телевидения. Если вы планируете интегрировать ДК в систему «умный дом», следует предусмотреть и провода для неё.
Особенно часто задаётся вопрос «Какие коммуникации следует подвести к проектору?».
Перво-на-перво проектор нужно обеспечить электропитанием, то есть подвести электрический кабель. Если вы решили обеспечить проектор бесперебойным питанием, то можно проложить для него выделенный кабель от ИБП. Так же следует проектор обеспечить сигналом, то есть проложить к нему HDMI кабель(если собираетесь для проектора использовать напрямую несколько источников, то несколько кабелей) и/или другой сигнальный кабель который вы собираетесь использовать. При использовании моторизованного экрана, то для его управления от проектора можно проложить триггерный кабель. Для 3D проекторов может понадобится подвести кабель от ИК синхронизатора для очков.
Управление и автоматизация.
Для начала определимся чем нужно управлять в ДК на базе проектора.
Первое что приходит в голову требующее управления, это компоненты аудио и видео аппаратуры, такие как проекторы, телевизоры, ресиверы, источники сигнала (различные проигрыватели и HTPC), акустика и т.д. Помимо этого управление и автоматизация может понадобится и для различной периферии, такой как освещение, моторизованные оконные шторы, кондиционирование, отопление и вентиляция. Что же касается непосредственной специфики ДК на базе проектора, то управление и автоматизация может понадобится для моторизованного экрана, кадрирующих шторок, анаморфной линзы, и моторизованной драпировки затемнения. Всем этим разношерстным хозяйством нужно управлять. Всё это можно различными способами объединять в одну систему. Всё это можно, в той или иной степени автоматизировать. Здесь всё зависит от ваших потребностей, вашей фантазии, вашей целеустремлённости, ну и в некоторой степени от тугости вашего кошелька.
Управление моторизованным экраном
Управление экраном можно разделить на три варианта : настенное, дистанционное и триггером.
Первый вариант, как правило, представляет собой настенный трёхпозиционный или двухклавишный выключатель.
Дистанционное управление может быть как радиочастотное(РЧ, RF), так и на инфракрасных лучах(ИК, IR). Приёмник и модуль управления может быть интегрированный во внутривальный привод, встроенный в корпус экрана, отдельным внешним блоком, или реалезован в системе «умный дом».
Управление экрана триггером это автоматическое срабатывание на включение и выключение проектора, и может быть реализовано несколькими способами. Классический способ, это соединение двужильным проводом триггерного выхода проектора и триггера экрана. Если по какой либо причине невозможно проложить провод, или у вашего проектора отсутствует триггерный выход, а так же если триггерный выход занят под управление анаморфной линзой, то можно воспользоваться автоматическим RF-триггером. RF-триггер это модуль который ставится в разрыв кабеля питания проктора, и по сути является комбинацией токового реле с пультом дистанционного управления, который при включении и выключении проектора посылает команду на совместимый модуль дистанционного управления экрана. Так же триггер моджет быть реализован в системе «умный дом».
Конструктивно моторизованные экраны мало чем отличается от рулонных штор, да и внутривальные приводы и там и там применяются одни и те же. Так что если в комплекте (или в качестве дополнительных опций) к экрану нет соответствующего выключателя, дистанционного управления или модулей управления для систем «умного дома», то наиболее целесообразным их искать именно среди различных решений для ролет и жалюзи.
Управление моторизованной анаморфной линзой
Управление моторизованной анаморфной линзой принципиально мало чем отличается от от управления моторизованным экраном. Единственное что, планируя управление линзой по триггеру, нужно убедится что она имеет триггер, а проектор имеет поддержку анаморфной линзы. Так же следует иметь ввиду, что проектор, за редчайшем исключением, имеет только один триггерный выход, и, возможно, вам придётся выбирать управлять от него экраном или линзой.
Системы «Умный дом»
Под понятием «Умный дом» подразумевается организация жилого пространства при помощи автоматизации и высокотехнологичных устройств. Такая система объединяет в себе автоматизацию и управление освещением, отоплением, кондиционированием, бытовыми приборами, аудио и видеотехникой, системой «Мультирум» и прочими системами. В «Умном доме» все системы работают слаженно, согласованно и взаимосвязано. Существует огромное количество вариантов реализации и систем «Умного дома». Упомянем наиболее популярные.
Х-10
Системе уже более 30ти лет, но она до сих пор не потеряла актуальности. Система состоит из различных командных, исполнительных, вспомогательных модулей, модулей дистанционного управления, и модулей интеграции вкомпьютерные и другие системы, которые общаются между собой по электросети. Такая система легко встраивается в уже готовую электропроводку.
Z-Wave
Безпроводная система. Управление элементами системы производится на частоте 869.0 МГц(для России). Существует огромное количество устройств поддерживающих технологию Z-Wave.
Промышленные шины BUS
Существует большое количество систем домашней автоматизации, построенных на различных промышленных и полупромышленных системах. Например,это: CEBus, EIB, BatiBus, LonTalk/LonWorks, CAN, Modbus, LIN и другие. В отличие от X-10 для работы таких систем требуется прокладка 2-х, 3-х или 4-х проводных кабелей по принципу общей шины (BUS).
Это далеко не все системы.
Мультирум
Мультирум, это мультимедийная система распределения аудио и видеосигналов в некотором помещении или за его пределами. Является дополнением к системе умного дома. Обычно используется в квартирах, частных домах или других помещениях с большим количеством комнат.
Универсальные пульты
Универсальный пульт дистанционного управления, это разновидность ПДУ, предназначенная для управления несколькими бытовыми устройствами. В отличие от классического ПДУ, поставляемого со многими видами домашней техники, УПДУ является самостоятельным продуктом и приобретается отдельно. Современные пульты способны объединить в себе управление всей аудио и видео аппаратурой и бытовой техникой. Управление может быть организованно сценариями, и тем самым универсальный пульт может стать «мозгом» вашего домашнего кинотеатра.
Ознакомится с универсальными пультами и их возможностями вы можете в темах:
Пульт управления ДК и АЦ, Универсальные пульты
Универсальные пульты Logitech Harmony (F.A.Q. на первых страницах)
АКУСТИКА И АКУСТЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА:
Размещение акустики.
На просторах интернета огромное количество информации по размещению акустики. Вы без труда найдёте схемы размещения любой системы многоканального звука. Таких систем много, это 2.0, 2.1, 5.1, 7.1 и т.д. Но есть нюансы, которые очень важны при создании ДК, и касаются они в основном размещения фронтов и центра, по этому расположение тылов и сабвуфера мы рассматривать не будем.
Начнём с того, что широко распространённые принципы размещения акустики для прослушивания аудио в ДК неприменимы, так как у нас аудио трек привязан к изображению на экране, и звуковая картина должна соответствовать визуальной. При озвучивании фильма сведение делают на студии где контрольная акустика расположена согласно выработанным стандартам так же как и в больших профессиональных кинотеатрах. Так что акустику в ДК нам нужно расположить так же, или хотя бы максимально приближенно, дабы звуковая картина соответствовала задумке звукорежиссёра.
Рассмотрим идеальный вариант размещения фронтов и центра. Правильным будет разместить фронты и центр так, чтобы звук не покидал рамок изображения, то есть разместить за экраном. По высоте акустика размещается в промежутке между серединной линией и линией верхней трети, то есть там где в основном находятся головы персонажей, и соответственно от куда должны исходить и все диалоги. Фронты располагаются максимально по краям для сохранения максимальной стереобазы. Центр, соответственно названию, располагается по центру. Такое расположение акустики требует применения в ДК акустически прозрачного экрана, что, к сожалению, далеко не всегда возможно.
Если вы используете акустически непрозрачный экран, разместить акустику за ним невозможно, и здесь следует придерживаться двух простых правил. Первое, акустика должна быть максимально прижата к изображению. Второе, фронты и центр следует располагать максимально приближённо к расположению на одной линии. Если подробней, то фронты ставим максимально близко к экрану, но не ниже нижнего края изображения, и не выше верхнего края. Центр ставим максимально близко к нижнему или верхнему краю. При этом, если у нас центр расположен снизу, то фронты опускаем до нижнего края экрана, а если центр расположен сверху, то фронты поднимаем до верхнего. Из этих двух компоновок более предпочтительна с расположением центра сверху, так как это более приближенно к расположению акустики между срединной линией и линией верхней трети экрана.
Акустическая обработка.
Это очень обширная и требующая отдельного внимания тема, поэтому остановимся только на основных аспектах и понятиях.
звукоизоляция
???
Звукопоглощение и звукорассеевание
???
ДИЗАЙН ДОМАШНИХ КИНОТЕАТРОВ:
Понятие дизайн.
Для начала немного о причине появления этого пункта. А причиной является огромное количество постов в которых форумчане наотрез отказываются от подготовки помещения по причинам «У меня дизайн,», «Не хочу вмешиваться в дизайн.» и тому подобное. Туда же можно отнести и заявления типа «У меня ремонт,», «Ой фу! Я же там живу!» и «Не хочу делать из комнаты склеп.». Что хочется сказать, так это то, что все новомодные белоснежные ремонты, пастельные обои, картины, полочки и люстры из чешского хрусталя ни в коем случае не являются дизайном. Всё это можно назвать оформлением, декором, элементами интерьера, но ни как не дизайном. И так, давайте разберёмся по порядку.
Диза́йн (англ. design замысел, план, проект, намерение, цель и от лат. designare отмерять, намечать)-
Это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом, возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим.
Интерьерный дизайн. -
Это отрасль дизайна, направленная на интерьер помещений с целью обеспечить удобство и эстетически приятное взаимодействие среды с людьми. Интерьерный дизайн сочетает в себе художественный и промышленный дизайн. Дизайнер выполняет оптимизацию труда в помещении, улучшает навигацию в крупных помещениях, разрабатывает оформление специализированных помещений (в том числе и домашних кинотеатров) согласно требованиям клиентов. Дизайнер управляет всем процессом оформления интерьера, начиная планировкой помещения, освещения, систем вентиляции, акустикой, отделкой стен и заканчивая размещением мебели и установкой навигационных знаков.
Как видно из прямого перевода слова, дизайн это некий замысел имеющий цель. То есть имеется какая то цель, например создать помещение имеющее определённое назначение с определённым функционалом в определённом стиле, и далее в рамках комплексного подхода определяются задачи, и находятся дизайнерские решения.
Рассмотрим интерьерный дизайн на примере известнейшего дизайнерского проекта двадцатого века, который в качестве дизайнерских решений подарил нам два изобретения, которые наверняка есть у вас в доме. Перед дизайнерами стояла задача создать гостиную, в которой планировалось проводить долгие непрерывные беседы за чаепитием в большой компании. Для комфорта и вместительности был применён большой низкий стол который разместили по центру помещения. Оставалось решить задачу обеспечить длительность и непрерывность чаепития. Для этого в качестве дизайнерского решения был придуман электрочайник, а для того что бы его обеспечить на столе электроэнергией, был придуман удлинитель. Так что любые задачи решаемы, нужен только творческий комплексный подход.
И так, дизайн интерьера, и дизайн ДК как частный его случай, это приведение функциональности, эрганомичности, технологичности и эстетики в единое гармоничное целое. Если что-то из этих составляющих вступает в конфликт, то это уже отсутствие дизайна.
Как пример хочется привести случай уже из истории нашей темы. Форумчанин обустраивал домашний кинотеатр в помещении двойного назначения гостиная-кинотеатр. ДК вписывался в уже готовую гостиную, которая была оформлена как совершенно белоснежная. Не будем касаться губительности такого оформления для контраста, остановимся на другой проблеме. Форумчанин искал решение по сокрытию чёрной рамки стационарного экрана, так как по его мнению она была «как бельмо», и его это не устраивало. Техническое решение оказалось затратным и сложным, в итоге решение было найдено в оформлении. В интерьер были добавлены на пол шкура под зебру, и диванные черно-белые подушки, что уравновесило контрастную рамку на стене.
В дизайне домашнего кинотеатра для начала нужно определится с назначением помещения. Нужно определится то ли это будет специализированный кинотеатр, то ли это комната для развлечений и досуга, то ли помещение будет иметь и другие назначения. Далее уже можно продумывать форму в которой это будет реализовываться, и находить соответствующие дизайнерские решения. Нужно помнить что помещение должно выполнять своё функциональное назначение. В домашнем кинотеатре обеспечение с борьбы с засветками экрана есть одна из задач, которую нужно решить, что бы обеспечить его функциональность.
Способов же решения этой задачи огромное количество .
Типы домашних кинотеатров.
Домашний кинотеатр.
Это помещение единственным назначением которого является просмотр кино. Дизайн такого домашнего кинотеатра целиком и полностью сосредотачивается на решении этой задачи. Фронтальную стену такого кинотеатра по максимуму занимает экран. Рядом с экраном не должно быть ни чего что бы отвлекало от просмотра фильма. Всем этим супер-пупер навороченной акустики и стойкам с аппаратурой, сверкающей индикацией как новогодняя полка, не место возле экрана. Аппаратуру целесообразно разместить на боковой или задней стене, а ещё лучше предусмотреть для неё отдельное техническое помещение. В таком кинотеатре очень и очень желательно обеспечить звукоизоляцию, это вам позволит как избавится от внешних шумов, так и безболезненно для окружающих создать нужное звуковое давление в помещении. Для улучшения звука, в помещении делается звуковая обработка. Различные звукопоглощающие и звукорассеевающие материалы и панели, расположенные в ключевых местах позволят серьёзно улучшить акустику помещения, а в некоторых случаях могут быть ключевыми элементами эстетического оформления. Так же стоит обеспечить и комфортное расположение зрителей. Удобные кресла и диваны в этом вам помогут, тем более что в продаже имеется специализированная мебель для домашних кинотеатров.
Мультимедиа рум.(Комната для развлечений.)
???
Зона домашнего кинотеатра.
???
Комната двойного назначения.
???
Функциональный дизайн.
???
Декор и оформление.
???