FAQ (альфа версия)

В данной ветке обсуждаются проекторы для просмотра кино. Это означает, что задавая вопросы по офисным (презентационным) проекторам, имея в виду их применение для проведения презентаций, велика вероятность того, что вы не получите ответа.
Ценовой диапазон обсуждаемых проекторов как правило от 800$ до 3000$ (указываю это специально, т.к. периодически в форуме возникают отдельные темы, авторы которых не желают (или боятся ) задавать вопросы в этой ветке мотивируя это существующими ценовыми рамками). Welcome!

Классификация проекторов:
-по сфере применения
Кинотеатральные: как правило имеют формат 16:9, невысокую яркость (до ~1000 lm), высокий контраст, правильную цветопередачу и ориентированы на работу в затемненном помещении. Как правило достаточно тихие в экономичном режиме.

Офисные: имеют формат 4:3, большую яркость (от 1000 lm) и ориентированы на работу в помещениях с посторонней засветкой. Соответственно контраст и цветопередача для них не являются первоочередными задачами (врочем как и создаваемый шум).

-по технологии
DLP
LCD

Более подробно об этом можно почитать например здесь
DLP или LCD?

Статей, рассматривающих преимущества и недостатки DLP и LCD, достаточно много. Но периодически объективное сравнение технологий перерастает в религиозные войны (в том числе и в данной ветке).
Два ярких перла промывания мозгов (достаточно известных в Рунете):
-исследование TI о деградации LCD матриц.
-статья Марата Габдрахманова "Блеск и нищета DLP технологии"
Сразу хочу предостеречь - НЕ НАДО приводить эти "источники" для аргументирования своего мнения.

Есть также проекторы на основе технологий CRT, LCOS и 3х чиповые DLP. В этой ветке (на данный момент во всяком случае) практически не рассматриваются по причине их высокой стоимости.


Маленькое отступление: всегда есть соблазн купить офисный проектор (они как правило дешевле театральных) и использовать его для кино. Сделать это можно. Кино он показывать будет (кто бы сомневался). Вопрос в том – насколько хорошо он это будет делать. Если ни разу не видеть как показывают кино театральные проекторы, то вполне вероятно вас это даже устроит. На какое-то время. А может быть и просто устроит безо всяких оговорок (всякое бывает).


Cразу отвечаю на вопрос что выбрать - LCD или DLP, театральник или (экономя деньги) офисник:
Если кто-то однозначно и уверенно отвечает вам на этот вопрос, то можете смело не обращать на него внимания. Человек либо не владеет вопросом, либо хочет ввести вас в заблуждение. Вы в обязательном порядке должны сами ВЖИВУЮ посмотреть максимальное количество заочно выбранных вами проекторов желательно в одинаковых условиях. Большинство вопросов уйдут сами собой (в особенности это касается офисных проекторов, но вы вольны остановить на них свой выбор, если сочтете их недостатки незначительными сравнительно с выигрышем в цене). В случае просмотра DLP проекторов обращайте внимание на утомляемость глаз – если вы видите мешающую просмотру радугу, то данный проектор не для вас. В случае LCD обратите внимание на глубину черного цвета.


Теперь о процессе выбора:

1. Выбирается комната, которая будет использоваться как кинозал (спешу сразу сказать, что совершенно не обязательно это должен быть огромный зал в загородном коттедже )

2. Решается вопрос с ее затемнением (шторы, жалюзи или что-то другое). В противном случае вы либо будете смотреть кино только поздним вечером/ночью, либо не будете нормально смотреть его вообще.

3. Определяетесь с размещением экрана, проектора и зрителей. Определяетесь с размером экрана.
Рекомендуют в случае экрана 16:9 соотношение расстояния от зрителей до экрана к ширине экрана как 1,89:1, что дает горизонтальный угол обзора примерно в 30 градусов, при котором возникает эффект присутствия (т.е. чтобы обозреть весь экран надо использовать и периферийное зрение).
Совет выбирать экран того же форм фактора, что и проектор (но в любых правилах есть исключения). Достаточно интересное решение п.2 и п.3 состоит в таком размещении экрана, чтобы при разматывании он закрывал окно. Единственная проблема в том, чтобы экран имел светонепроницаемую основу и такие размеры, чтобы полностью перекрыть окно (с запасом).

4. Определяется количество денег и ограничивается количество доступных проекторов. Исходя из этого (по ситуации на осень 2006 в РФ) – в районе 1000$ группируются LCD\DLP 854x480 и офисные LCD\DLP, где-то в районе 1500$ начинаются LCD 1280x720 и DLP 1024x576, около 2000$ начинаются DLP 1280x720.

5. Идем на http://projectorcentral.com/projectors.cfm и смотрим характеристики выбранных проекторов. В случае DLP обращайте внимание на параметры Color Wheel Segs и Color Wheel Speed – в случае 2х скоростного колеса шанс увидеть радугу возрастает. Советую НЕ обращать внимание на параметр Contrast

6. Используем калькулятор http://projectorcentral.com/projection-calculator-pro.cfm для определения размера получаемой картинки (тут идут итерации с размещением проектора, зрителей, размером экрана).
При расчете расстояний следует помнить от том, что проектор имеет глубину ~30 см, сзади как минимимум 10-15 см нужно оставить для проводов и охлаждения и экран тоже не в упор к стене будет висеть (~5 см). А также что при максимальном зуме оптика будет давать больше искажений - лучше рассчитывать не на максимум зума, к тому же сложней будет ошибиться на несколько злосчастных сантиметров.
Обращайте внимание на то, хватит ли светового потока на выбранный размер экрана. Так же обратите внимание, что некоторые проекторы имеют восходящую проекцию (светят немного вверх, если расположены горизонтально на столе, либо вниз, если закреплены вверх ногами на стене/потолке), и на наличие Lens Shift- возможность смещать световой поток проектора вверх/вниз и влево/вправо без деградации качества картинки (это дает большую гибкость при размещении проектора).

7. Далее предстоят походы в салоны с просмотром оставшихся претендентов. На этом этапе вполне возможно придется вернуться в п.3 или 4.

8. После покупки проектора покупается экран, выбранного размера. Желательно сильно не экономить на экране, т.к. проектор без нормального экрана – это выкинутые деньги. Вполне достойные бюджетные экраны вполне можно купить за 150-200$. Могу посоветовать обратить внимание в числе прочего на экраны Projecta ProCinema – формат 16:9, черная рамка вокруг экрана (что визуально увеличивает контраст картинки) и широкая черная полоса сверху (помогает опустить экран с потолка, где как правило крепится тубус).

Ссылки:
Статья о настройке проектора
http://www.stereo.ru/whatiswhat.php?article_id=287

DLP или LCD?

Домашний кинотеатр на практике
http://www.ixbt.com/dvd-home-theaters-archive.shtml#general
Обратите особое внимание на Домашний кинотеатр на практике. Часть 4. Коммутация видеочасти комплекса


Какого размера экран выбрать для домашнего кинозала?
Как настроить проектор для домашнего кинотеатра?
Какой формат - 4:3 или 16:9 - предпочесть для домашнего кинотеатра?
ИМХО - достаточно спорная статья, но всеже.

Буду признателен за любые замечания/предложения по пополнению/корректировке данного FAQ

ilyag