НОВЫЙ FAQ
Две более ранние версии найдете здесь:
FAQ по проекторам: классификация, процесс выбора. FAQ по цифровым кабелям и UPS для проекторов.
НОВИЧКАМ, ПЫТАЮЩИМСЯ ПОСТРОИТЬ ДОМАШНИЙ КИНОТЕАТР НА ОСНОВЕ ВИДЕОПРОЕКТОРА, НО НЕ ЗНАЮЩИХ С ЧЕГО НАЧАТЬ.
Некоторые моменты освещены в этой статье:
http://www.ixbt.com/dvd/ht-projector.shtml#list.
Так же много полезной информации найдете на страницах обсуждаемой темы. Освещены практически все моменты.

Цель данного FAQa: помочь желающим быстро войти в курс дела и выбрать для себя необходимый проектор и построить свой домашний кинотеатр (ДК) с максимально возможным качеством.
Сегодня, грамотно подобрать проектор и обустроить кинотеатр можно, практически, на любой кошелек. На самом деле пользователь не так требователен, как может показаться по форуму, но опыта набраться может. Так, что давайте всем помогать советами, а не пугать ценами. Пользователь все равно примет свое решение. Пользуйтесь рекомендациями для достижения наибольшего результата. И помните, покупка любого проектора, даже самого дешевого кинотеатрального (универсального) произведет на вас сильный эмоциональный эффект. Это новый уровень восприятия кино в домашних условиях.

1. ВЫБОР И ПОКУПКА ПРОЕКТОРА, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ЭКРАНА:

Банк данных о всех проекторах

Информацию и тесты на популярные модели проекторов можно найти здесь:
http://www.ixbt.com/projector/projector/#projector
http://www.projectorreviews.com/hometheaterprojectors.php
http://www.projectorcentral.com/projector-reviews.cfm
http://www.cine4home.de/startseite.htm


Прежде чем задавать вопросы, уточните условия просмотра:
- размеры помещения, расстояние от стены до стены, где предположительно будет экран
- с какого расстояния будет просмотр
- желаемый размер экрана
- условия затемнения
- бюджет

Основные технологии, их преимущества и недостатки:
DLP - технология основанная на матрице, состоящей из микро зеркал и работающей на отражение. DLP (точнее DMD) матрицы изготавливает TI.
Преимущества - высокий ANSI контраст, не боится пыли.
Недостатки - эффект радуги.
LCD технология основанная на жидкокристаллической матрице работающей на просвет, по принципу пленки. Но у этой технологии три матрицы. Специальная система разделяет свет лампы на три составляющие: красный, зеленый, синий. И каждый луч проходит через свою матрицу. Затем специальная система собирает три монохромных изображения в одну картинку. Матрицы для этой технологии изготавливает EPSON.
Преимущества - высокий ON/OFF контраст, точная цветопередача, очень гибкая инсталляция (обладают приятным качеством, таким как ЛИНЗШИФТ - сдвиг изображения по вертикали до 3х размеров изображения и по горизонтали до 2х) .
Недостатки - боязнь пыли.
LCoS новая технология, основанная на двух вышеупомянутых, Применены три жидкокристаллическая матрица, работающая на отражение. Два производителя изготавливают подобные матрицы. Для JVC это D-ILA технология и для SONY это SXRD технология.
Преимущества - нет эффект радуги, слабо выраженная пиксельная решетка, глубокий черный, высокий ON/OFF контраст.
Недостатки - невысокая яркость у режимов повышенной яркости, высокая цена.
Существует еще одна трехматричная система DLP. Естественно, лишена недостатка эффекта радуги. Но проекторы на основе такой технологии имеют очень высокую цену.
Все недостатки сильно преувеличены в угоду маркетингу. К примеру, радугу и пиксельную решетку далеко не все видят. Кроме того отмечено, что даже если вы их и обнаружили, то после непродолжительного периода зрение адаптируется и вы просто перестаете их замечать. А если ваши знакомые не знают о недостатках, то скорее всего их даже и не обнаружат. Кроме того, как правило, недостатки можно с успехом скрыть или существенно уменьшить.

В последнее время активизировалось использование новых источников света, поэтому здесь тоже можно сделать классификацию.
Классификация по применению источник света:
Лампа высокого давления - классический вариант. Главные недостатки: низкая надежность и непродолжительный срок службы.
LED (Светодиоды) - использование мощных светодиодов, довольно перспективное направление для домашних кинотеатралов. Кроме высокой надежности и большого срока службы, эта технология сулит и другие преимущества, например, избавление от радуги. Главный недостаток - слабый световой поток, но уже вполне достаточный, что бы применяться для кинотеатралов высокого уровня.
Лазер - вроде как все готово для применения этой технологии, но пока мало информации. Возможно связано с безопасностью.
Гибрид Лазер/LED - совершенно новый и неожиданный вариант совместного использования, в качестве лампы, Лазера и Светодиодов. Предложен и используется фирмой Casio в своих проекторах. Заявлен высокий срок службы источника света, к тому же при высоком световом потоке. Casio пока выпустила проекторы в классе Презентационников и с разрешением до 1280:800. Что приятно - невысокая цена.

Есть относительно четкая классификация проекторов по сфере применения:
Кинотеатральные - обладают рядом технологических и программных усовершенствований, направленных именно для улучшения кино: специальные кинотеатральные режимы яркости (многие обладают Динамической Диафрагмой) и калибровочные режимы предустановок, внутренний чип качественной обработки изображения (апскейлинг, деинтерлейз...)... Кинотеатральные проекторы, как правило, имеют, формат изображения 16:9 (1280:720, 1920:1080).
Презентационные (офисные) - без таких функций. Обладают высокой яркостью и как правило компактностью. Обычно имеют формат изображения 4:3 и 16:10.
Для домашнего использования - новая категория. Бюджетники для кино и для развлечений. Наряду с высокой яркость, обладают некоторыми свойствами кинотеатралов. Как правило, имеют формат изображения 16:10 (1280:800). К счастью, отсутствие технологических и программных признаков, присущих кинотеатралам, в большей степени, можно компенсировать, при этом, не теряя родные преимущества, такие как компактность и повышенная яркость.
На самом деле, кино смотреть можно с помощью любого проектора, но не рекомендуется использовать офисные проекторы в составе ДК, особенно проекторы на DLP технологии. Гораздо лучше использовать кинотеатральные проекторы.

Предварительный выбор размера экрана:
При выборе проектора, целесообразно предварительно определиться со своими желаниями предполагаемого размера экрана. Считается, исходя из особенностей углового обзора человеческого зрения, что оптимальным расстоянием до экрана от зрителей будет 1,5 ширины самого экрана. Т.е. для 4,5 метров от зрителей оптимальная ширина экрана 3 метра. Многие предпочитают иметь экран больше рекомендованных размеров. При выборе проектора стоит учитывать его возможности по световому потоку в лучших калиброванных способах, иначе придется переключать на неэкономичные режимы повышенной яркости, жертвую ресурсом лампы, тишиной и качеством картинки. Считается минимально достаточный световой поток на 1 кв.м. в районе 120люмен. наиболее ходовые размеры экрана на сегодня 100"-120". Практически любой современный проектор способен дать отличную картинку таких размерах при хорошо затемненном помещении. Но если Вы хотите обеспечить приемлемый просмотр при менее благоприятных условиях, то желательно более тщательно осведомится о возможностях проектора по световому потоку.
Исходя из выбранной модели и ориентируясь на проекционное расстояние от объектива до экрана считаем возможные размеры экрана по калькулятору http://www.projectorcentral.com/projection-calculator-pro.cfm Так же проекционные калькуляторы можно найти на сайтах производителей.
Штатовские и европейские модели могут иметь различные названия.
Учитываем, что проекционное расстояние зависит от габаритов комнаты минус габариты проектора, минус безопасное расстояние от стены до проектора (если позади проектора вентиляционная решетка), минус расстояние от экрана до стены.
Покупку самого экрана лучше произвести после покупки самого проектора и после окончательных уточнений и определения предпочтений.
При выборе экрана так же следует учесть следующие нюансы:
1. Форматы экрана:
- 4:3 (1.33:1) - устаревший киноформат кадра, поэтому в ДК применяется редко, но его применение иногда целесообразно, если, например выбран бюджетный презентационный проектор формата 4:3. В этом случае желательно изготовить кадрирующую рамку.
- 16:9 (1.78:1) - широкоэкранный. Наиболее применяемый формат в ДК.
- 21:9 (2.35:1) (иногда называемый PANAVISION или SCOPE) - формат суперширокоэкранных картин. Так, что не удивляйтесь, если увидите, к примеру, фильм с разрешением 1280х528 (формат 21:9) - этот фильм не обрезан, а так снят. Сам экран редко применяется в ДК. Чаще используется кадрирующая рамка.
- 16:10 - формат экрана, наиболее предпочтительный для совместного применения с универсальными проекторами, т.к. соответствует их истинному формату 16:10 (1280:800).
- Существуют экраны с изменяемой кадрирующей системой.
2. Тип поверхности экрана:
- Наиболее универсальные экраны со стандартной матовой белой поверхностью MW.
- Если есть желание увеличить глубину черного (при посторонней ЗАСВЕТКЕ), то применяют экран с высоко контрастной серой поверхностью HG. Но тут речь скорее идет о ювелирной балансировке - глубина черного/достаточная яркость
- Существуют и другие типы поверхностей экрана, но к выбору их необходимо подходить с осторожностью, т.к. угол обзора уменьшается и существует опасность получить горячее пятно в центре экрана.
3. Конструкция экрана:
- Экраны с рулонным механизмом. Легко сворачиваются с помощью пружинного механизма либо электропривода. Основной недостаток - образование волн, в более дорогих моделях используется натяжной механизм, предотвращающий их появление. Рулонные экраны, как правило вешаются на стену или на потолок. Имеются экраны с нижним расположением тубы, на полу. Такой экран вытягивается снизу вверх. Разновидность рулонных экранов - мобильный экран на треноге. Туба с экраном располагается снизу, а сам экран вытягивается вверх. Сама туба крепиться на стоечке, но, в принципе, можно закрепить и на стене. В домашних условиях можно найти интересные решения с таким вариантом экрана. А такой мобильный экран, как Classic Solution Libra может не только крепиться на стойке, но и на стене.
- Натяжные экраны. Полотно натягивается на рамку. Основное преимущество - отсутствие образования волн. Основной недостаток - предполагает наличие свободного места - свободной стены довольно большой площади. Но, т.к. экран не велик в глубину, при желании экран можно декорировать и сделать незаметным в интерьере.
Дорогие модели могут иметь изменяемую кадрирующую систему.
Наиболее популярные модели экранов у нас от фирм:
Projecta
http://www.projectascreens.com/pages/index.php?taalC…&__utmk=106382339
http://www.ixbt.com/dvd/projecta2-2008.shtml
Draper
http://www.draperinc.com/ProjectionScreens/ScreensMain.asp
http://www.ixbt.com/dvd/draper-tens-screen.shtml.
Производители элитных моделей экранов:
Stewart
http://www.stewartfilmscreen.com/
Carada
http://www.carada.com/
Менее известные, но достаточно популярные производители экранов:
Da-Lite
http://www.da-lite.com/
ScreenMedia
http://www.screenmedia.ru/
Classic Solution
http://www.classic-s.ru/
Sopar
http://bront.uaprom.net/product_list/group_103220
Dinon
http://www.dancom.su/dinon_screen.php



Это надо знать:
Эффект радуги и скорость цветного колеса у DLP проекторов http://www.scanone.ru/?cid=273&lib=610
Offset - расстояние от от нижнего края экрана до перпендикуляра к центру объектива. Естественно это расстояние растет с увеличением проекционного расстояния (от объектива до экрана), поэтому величина дана в процентном отношении, либо указана в табличной форме в сантиметрах в зависимости от проекционного расстояния. Может быть отрицательной величиной (нижний край экрана ниже перпендикуляра) и соответственно положительной величиной.
Lens Shift (Линзшифт) - возможность перемещения кадра не меня положения самого проектора. Традиционно LCD кинотеатралы имеют эту возможность. В последнее время некоторые DLP модели обзавелись такой функцией, хотя и не в таких широких пределах как LCD модели. Лучшие реализации позволяют изменять положение кадра по вертикали в три размера высоты кадра и по горизонтали в два размера ширины кадра. Есть взаимосвязь между вертикальным и горизонтальным линзшифтом, т.е., например, чем больше перемещение по вертикали, тем меньше перемещение по горизонтали. Влияние на качество картинки имеется, но в таких незначительных масштабах, что им можно пренебречь в угоду удобства. С расстояния просмотра потери в четкости, практически, незаметны, поскольку, осуществлена эта функция механически (оптически), не затрагивая электронную коррекцию за счет пиксельного разрешения.
Upskalierung (Апскейлинг) - масштабирование изображения. В идеале проектор должен принимать и проецировать изображение в родном разрешении. Если контент имеет другое разрешение, то его надо смаштабировать и подать на вход проектора, либо проектор сам сделает масштабирование. Использование Апскейлинга проектора или плеера зависит от того, где эта функция реализована лучше. От качества Апскейлинга зависит качество проецируемого изображения. DVD контент может приятно выглядеть с проектором формата HD или FullHD, если Апскейлинг качественный.
Режим 24р - полезная функция современных проекторов, позволяющая правильно показывать HD контент, записанный со скоростью 24 кадра в секунду, т.е. с той скоростью с которой фильм был записан на пленку. Для этого плеер должен иметь возможность подавать на вход проектора сигнал 24р. Проектор, принимая такой сигнал, показывает каждый кадр дважды, т.е. 48Гц. Такое преобразование называется 2-2. Лучшие современные проекторы позволяют показывать каждый кадр 3, 4 или даже 5 раз, т.е. соответственно 72Гц, 96Гц или 120Гц. Это существенно увеличивает плавность медленных и панорамных движений камеры в кино. При обычном просмотре контента 24р происходит преобразование 2-3, т.е. каждый второй кадр показывается трижды и в сумме получаем 60Гц. Такое несоответствие человечески глаз способен заметить и воспринимает как строб при медленных панорамных перемещениях. Поэтому лучше правильно настроить просмотр такого контента на режим 24р, если, конечно, проектор поддерживает его.
Коррекция трапеции - коррекция трапециидальных искажений при невозможности точной центровки проектора. Коррекция бывает вертикальной и в редких случая горизонтальной. Фактически выполняет те же функции, что и линзшифт, но изменение положения кадра осуществляется электронным способом, за счет разрешения и сознательного искажения для выправки пропорций экрана. Пользоваться рекомендуется в крайних случаях.
Нейтральные фильтр ND - фильтр, меняющий световой поток, не меняя сами цвета. Например, ND2 уменьшает световой поток в 2 раза, а ND4 уменьшает световой поток в 4 раза. Применение такого фильтра очень целесообразно для универсальных и офисных проекторов, что бы уменьшить яркость до реального необходимого значения и тем самым увеличить глубину черного. Проверенные, рекомендуемые фильтра фирм MARUMI и KENKO. Не рекомендуются фильтра HOYA.

Пробуем разобраться с контрастом:
Контраст кадра - отношение освещенностей самой светлой и самой тёмной частей кадра. Возьмем за основу это определение. Если в кадре присутствуют максимально темные участки и максимально светлые участки, то отношение между ними назовем Реальным контрастом кадра. Потребителя, в конечном итоге, интересует именно этот реальный контраст изображения. Киноряд состоит из последовательности кадров. Зритель, при оценке качества картинки проектора, интуитивно оценивает именно Реальный контраст кадра, субъективно ощущая яркость и глубину черного. Но дело в том, что Реальный контраст в кадре зависит от нескольких факторов и меняется от сцены к сцене, в зависимости от общей освещенности сцены и отобразить его значение в спецификации невозможно. Следовательно нужны какие то другие вычисления, способные передать, в какой то мере, реальное положение дел для конкретной модели проектора. Попробуем в этом разобраться. На какие цифры в спецификации, рекламных проспектах или замеров тестеров следует обратить внимание и есть ли в них смысл?
ANSI контраст - Отношение средней освещенности белых полей к средней освещенности черных полей в черно-белой шахматке из 16 полей (по 8 черных и белых прямоугольников). Освещенность полей измеряется в центре каждого поля. Казалось бы этого достаточно, что бы оценить весь реальный контраст в целом для проектора. Т.е. чем больше ANSI контраст, тем выше реальный контраст в любом кадре кинофильма. До недавнего времени, практически, так и было. Современные проекторы имеют ANSI контраст в районе 400-450:1 для LCD моделей и 600-700:1 для DLP моделей.
ON/OFF контраст - отношение освещенности, замеренных в центре, полностью белого к полностью черного экрана. Если замеры освещенности производились при одинаковой яркости лампы, то такой ON/OFF контраст называем Native contrast ON/OFF (Родной ON/OFF контраст). Так вот Реальный контраст в кадре темных сцен будет выше у того проектора у которого выше Родной ON/OFF контраст. До недавнего времени это не было так очевидно, поскольку Родной ON/OFF, относительно, не намного превосходил ANSI контраст, да и то, как правило, проектор с более высоким ANSI контрастом обладал и более высоким Родным ON/OFF контрастом. В последние годы производители проекторов добились больших успехов в отношении Native contrast ON/OFF, особенно впечатляют результаты 3х матричных LCD моделей, еще больше впечатляют результаты 3х матричных LCoS LCD моделей. Например, у EPSON TW5000 Родной ON/OFF достигает 9000:1, JVC HD950 обладает до 50000:1 Родным ON/OFF контрастом, в то время как у большинства проекторов классом ниже Родной ON/OFF контраст колеблется в районе 1500:1. При таких обстоятельствах становиться очевидным, что реальный контраст у современных проекторов очень сильно зависит от всевозможных засветок. Фактически Родной ON/OFF контраст это ни что иное как Идеальный контраст в кадре если бы не было зависимости глубины черного от количества белого в кадре. Но это практически невозможно. ANSI контраст нам как раз показывает степень этой зависимости или способность черных полей сопротивляться засветке от белых полей. Зависимость эта криволинейная и наглядно показана, например, в этой статье http://www.ixbt.com/dvd/sony-vpl-hw15.shtml. Мы не можем избавиться от этой зависимости, но зато можем свести к минимум эту зависимость, собственно рекомендации по улучшению ситуации даны в практической части этой статьи. Иными словами важно не только иметь большие цифры, важно их еще суметь сохранить и использовать в ДК, тогда реальный контраст в кадре при просмотре кинофильмов будет высоким. Многие могут возразить, что мол Native contrast ON/OFF не может являться контрастом в кадре, поскольку, замеры белого и черного полей производятся в двух разных кадрах. Но во первых, это не важно. Нам нужна крайняя точка в графике Реальных контрастов от освещенности сцены, характеризующем возможности проектора. И во вторых, как показывают измерения, в одном кадре может быть замерен этот Native contrast ON/OFF, пусть это даже будет небольшое белое поле на фоне черного поля, важен сам факт. Причем, парадокс заключается в том, что такие замеры показывают цифры даже больше чем Native contrast ON/OFF.
Есть еще факторы, которые влияют на Родной ON/OFF контраст, а следовательно на Реальный контраст в кадре. Лучше всего эти факторы рассмотреть на примере 3х матричного LCoS LCD проектора JVC DLA-HD950. Цифры взяты с тестов немецких специалистов http://www.cine4home.de/tests/projektoren/JVC_HD550_…50/HD550Test.htm..
Один из способов увеличить ON/OFF контраст это использовать диафрагму. У JVC она ручная, т.е. имеет фиксированные состояния:
Лампа в высоком способе/проектор калиброван D65/ зум Max /диафрагма -6/яркость 630
При этих значениях получен ON/OFF 30285:1
Лампа в высоком способе/проектор калиброван D65/ зум Max /диафрагма -15/яркость 416
При этих значениях получен ON/OFF 36671:1
Заметьте, что яркость лампы не менялась. Световой поток уменьшился только за счет уменьшения отверстия диафрагмы. При этом мы наблюдаем увеличение ON/OFF контраста, в данном случае на 21%. Следовательно, в данном случае получен более глубокий черный за счет уменьшения светового потока и плюс за счет уменьшения влияния рассеянного света.
Рассмотрим следующий пример:
Лампа в эко способе/проектор калиброван D65/ зум Max /диафрагма -6/яркость 437
При этих значениях получен ON/OFF 28367:1
В данном случае, световой поток уменьшили за счет уменьшения яркости лампы. Но при этом мы не наблюдаем увеличение ON/OFF контраста, эффект даже слегка противоположен. Т.е. глубина черного увеличилась, только за счет уменьшения светового потока, но при этом и влияние рассеянного света немного увеличилось, немного уменьшая ON/OFF контраст.
Рассмотрим третий пример:
Лампа в высоком способе/проектор калиброван D65/ зум Min /диафрагма -6/яркость 454
При этих значениях получен ON/OFF 40947:1
Здесь уже наблюдаем такой же эффект как и в первом случае и даже более прогрессивный. Более глубокий черный получен за счет уменьшения светового потока плюс за счет уменьшения влияния рассеянного света. ON/OFF контраст, при этом, увеличился на 35% и это при том, что световой поток уменьшился меньше чем в первом случае и даже чем во втором.
Эти примеры показывают нам эффективность использования диафрагмы для достижения более глубокого черного и повышения Реального контраста в кадре. К сожалению в моделях JVC диафрагма ручная и имеет только фиксированные положения, а не регулируется автоматически в процессе кинопросмотра. Другие производители LCD моделей пошли другим путем и используют Динамическую диафрагму (ДД), меняющую диаметр отверстия в зависимости от освещенности сцены. Диафрагма начинает работать только в темных сценах, в светлых она полностью открыта. Абсолютно полностью ДД не закрывается. Всегда есть минимальный световой поток, при котором ДД считается полностью закрытой и это происходит примерно при общей освещенности сцены 1%.
Второй вывод можно сделать на основе примеров: увеличение глубины черного не эффективно за счет автоматического регулирования яркости лампы. Такая система называется ImageAI.
И еще один вывод напрашивается: применение менее широкоугольной оптики благоприятно влияет на глубину черного и реальный контраст в кадре.
Общий вывод таков: для того чтобы увеличить реальный контраст в кадре необходимо использовать более мощную лампу совместно с ручной, а лучше Динамической Диафрагмой. При этом использование менее широкоугольной оптики существенно повысит эффективность результатов.
Итак разобрались, что такое Реальный контраст кадра, ANSI контраст, Native contrast ON/OFF (Родной ON/OFF контраст). Выяснили на счет Динамической диафрагмы (ДД), ImageAI и их различии. Также выяснили, что чем выше ON/OFF контраст, тем выше Реальный контраст в темных сценах, а чем выше ANSI контраст тем выше сопротивляемость засветке темных частей кадра и тем выше реальный контраст в светлых сценах фильма. Если один проектор имеет высокий ANSI при малом ON/OFF, а другой высокий ON/OFF при малом ANSI, то первый проектор будит иметь более высокий Реальный контраст в темных сценах, а второй в светлых сценах, в средних сценах контраст примерно на одном паритете, в зависимости от соотношения ON/OFF и ANSI контраста.
Для того, что бы полностью разобраться в терминологии контрастов, необходимо ввести следующие понятия:
Full ON/OFF контраст - отношение освещенности, замеренных в центре, полностью белого к полностью черного экрана, но с включенной Динамической диафрагмой или ImageAI. При этом освещенность белого поля будет измеряться при полностью открытой ДД или при полной яркости лампы, а освещенность черного поля будет измерятся при полностью закрытой ДД или при минимальной яркости лампы. Full ON/OFF контраст нельзя получить в одном кадре, даже теоретически, поскольку, замеры производятся при разной яркости лампы. Т.е. яркость лампы меняется динамически в зависимости от освещенности сцены, поэтому такой контраст еще называют Динамическим контрастом. Конечно в данном случае цифры будут большими и именно они указаны в спецификации и рекламных проспектах. Эти цифры не бесполезны, особенно при использовании ДД в помещении с плохим затемнением. Но нас они интересуют мало, если мы хотим добиться максимальных результатов. Нас больше интересуют цифры реального контраста в калиброванных режимах. При калибровке проектора подбирается оптимальная яркость, в зависимости от размера экрана. И эта яркость буде ниже яркости заявленной в проспектах. При этом реальные цифры Native contrast ON/OFF для этих режимов тоже будут ниже. Вот они нас и интересуют. Эти цифры можно найти на сайтах тестеров. Как показали примеры выше, регулировку яркости лучше всего произвести размещением проектора как можно дальше от экрана, если позволяет помещение. Второй, по эффективности, способ - отрегулировать ручную диафрагму. Если имеется ДД, то выбрать оптимальный режим ее агрессивности. Для ярких универсальных и офисных проекторов эффективно применение нейтральных фильтров ND.
Учтем, что для достижения максимальных результатов, необходимо что бы помещение было максимально подготовлено для ДК. Все рекомендации даны ниже. Засветки любой природы неизбежно ведут к ухудшению ситуации. Для более эффективной борьбы с засветками можно выбрать проектор с наиболее лучшими параметрами, такими как: яркость, ON/OFF контраст, ANSI контраст.
Многих интересует вопрос: какими же должны быть реальные цифры контраста, что бы была хорошая картинка и насколько она будет хороша? Скажу проще, что бы картинка была субъективно на уровне плазмы, необходимы примерные минимальные параметры контрастности: ANSI контраст 250-280:1, ON/OFF контраст 700-1000:1, при достаточной яркости для выбранного размера экрана. Но что бы это все сработало, помещение необходимо хорошо подготовить. Реально же это скорее для перфекционистов, многих устроит и меньший успех. Чем больше вложите в проектор, тем проще получить результат. Но не забываем, что кроме контраста есть и другие параметры качества.

Покупка проектора:
При покупке проектора следует проверить его, например, обычным мониторным тестом:
- битые пикселя (основное)
- равномерность черного и белого поля. Эти поля, в идеале, не должны быть с примесями посторонних цветов.
- конвергенцию (сведение пикселей) - 0,5пикселя можно считать хорошей, 0,3 - отличная, до 1 пикселя удовлетворительно, больше брак. Проверить можно если вывести белую решетку на черном поле.
С битыми пикселями согласиться никак нельзя. Считаем, что это брак. Последние два параметра в той или иной степени могут присутствовать, поэтому по возможности выбрать лучший экземпляр из нескольких. С расстояния просмотра не должно быть видно отклонений, но возможность выбора даст определить проектор с наибольшей четкостью картинки.
Проверить субъективные впечатления от просмотра лучше на видеофрагментах. Если уж белые или черные поля имеют сильную примесь другого цвета и это бросается в глаза с расстояния просмотра, то лучше все таки повременить с покупкой или попросить другой экземпляр для сравнения и проверки.

Еще несколько вещей необходимы для удачной покупки:
- если покупается DLP проектор, то стоит проверить ваше отношение к радуге и утомляемости. Лучше, если у товарища есть кинотеатральный проектор подобной технологии. Тогда испытать это следует на просмотре реального кинофильма. Считается, что радуга многих перестает беспокоить при скорости колеса 4х. Лучше всего выбирать проекторы со скоростью колеса 5х или даже 6х. Многие привыкают к этому эффекту и перестают его наблюдать.
- в меню проектора стоит посмотреть наработку лампы. В идеале должно быть 0. 1-2 часа можно списать на тесты, хотя некоторые счетчики начинают работать после нескольких часов (например 10 тестовых). К сожалению, счетчик легко сбросить и в этом случае, реальную наработку лампы и самого проектора поверить сложнее, но можно. Это делается через сервисное меню, туда добраться сложнее. К сожалению, и в сервисном меню иногда можно сбросить счетчик.
- если уж новизна проектора вызывает сомнения, то его эксплуатацию можно попытаться определить по пыли в труднодоступных местах. В новом проекторе из коробки, пыли вообще нигде не должно быть. Если проектор, все таки, вытаскивали на проверку, то количество пыли не должно быть большим. За несколько часов пыль не осядет в большом количестве.



2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

В простейшем варианте можно взять проектор и проецировать изображение на простыню, но если Вы хотите получить большее и выжать максимум из своей покупки то следует, как минимум приобрести (смастерить) экран, сделать затемнение окон. Итак, проектор куплен.
Существенно улучшат ситуацию:
- хорошее затемнение
- черная рамка точно по формату кадра
- пространство вокруг экрана в темных тонах, можно шторами занавешивать
- проектор лучше подвесить под потолок на подвес в перевернутом состоянии
- экран не задирайте высоко. 50-60см от пола в самый раз. Считается, что уровень глаз должен находиться на высоте 1/3 от нижнего края экрана.
- оптимальное расстояние до экрана считается должно быть равно 1,5 размера ширины экрана. Но многие предпочитают и больший экран.
- убираем все светлые предметы с обзора
- выключаем все мониторы
- если через решетку пробивается существенная засветка, то желательно на пути поставить черный щит
- для бюджетных универсальных проекторов существенную пользу принесет применение нейтрального фильтра ND2 или даже ND4. Который снизит световой поток этих проекторов до приемлемого уровня, необходимого для ДК и сделает черный более глубоким.
- правильное подключение плеера и более-менее тщательная калибровка
- правильная настройка софта
- качественный контент

Продлит срок эксплуатации вашего проектора:
- Источник Бесперебойного Питания (ИБП). Проекторы, при выключении питания, не сразу останавливают систему, а еще какое то время вентилируют ее с помощью вентиляторов, что бы постепенно охладить узлы боящиеся перегрева. Поэтому внезапное отключение питания не желательно и приводит к более быстрому изнашиванию таких узлов. Хотя современные проекторы, довольно надежно, защищены от таких случаев, все же рекомендуется использование ИБП. Желательно что бы ИБП был снабжен AVR - электронным стабилизатором. Поверенный вариант UPS 600VA Ippon Back Power Pro 600.
- розетка электропитания, желательно, должна быть оборудована заземлением.
- все подключения и отключения шнуров делать при полностью выключенном проекторе и плеере.
- оставляйте достаточно безопасного промежутка вентиляционных отверстий от стены.
- противопоказано нахождение проектора в непосредственной близости от кондиционера.
- каждые 100 часов рекомендуется делать чистку фильтра. Но все зависит от чистоты помещения и не всегда стоит так усердствовать. Во всяком случае, обычно, проектор сам предупредит о большой загрязненности фильтра или о том, что пришло время почистить его.
При чистке соблюдать следующие правила, следуя логике граничащей с паранойей:
Вынимать фильтр естественно при полной остановке вентилятора и достаточно аккуратно, чтобы пыль не стряхнуть. Проектор лучше должен быть охлажденным, чтоб небыло тяги и это логично. Рядом сделать влажную протирку перед тем как вынуть фильтр (и вообще это полезно делать чаще вокруг проектора, вероятность попадания пыли сократиться в разы). Прикрыть вентиляционное отверстие на время уборки, скорее всего тоже слега влажной безворсовой савлфеткой. При чистке не напылите внутреннюю часть фильтра (следуя логике я бы ее прикрыл, дабы не всосать пыль). Не пылесосьте отверстие для фильтра (всосете с обратной стороны), аккуратная протирка влажной без сметания. Ну если уж всетаки пыль попала, то есть вероятность всетаки избавится от нее не вскрывая проектор и чем быстрее, тем больше вероятность.

Калибровка
Очень важно правильно согласовать выход плеера и вход проектора, перед калибровкой:
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 6), #1005
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 6), #1772
Пробуем правильно откалибровать проектор:
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 6), #950
Тестовый материал (тестовые ролики):
http://www.avsforum.com/avs-vb/showthread.php?t=948496

Затемнение
В качестве затемнения можно использовать:
ТУППЛЮР Рулонная штора
http://www.ikea.com/ru/ru/catalog/products/40130679

Экран своими руками
Существенно сэкономить можно, если самостоятельно изготовить экран. Если имеется свободная стена, можно сделать натяжной экран. При этом качество не уступит промышленному, если речь идет о стандартном матовом белом экране MW. Экран можно либо собрать на раме, либо непосредственно на стене. Причем можно смастерить экран любого необходимого размера или формата с удобной кадрирующей системой и темной маскировкой. При творческих навыках, сам экран можно декорировать, сделав его присутствие незаметным, слив с интерьером. Лучший материал для такого экрана - баннерная ткань. Необходимо приобрести проверенную баннерную ткань, например фирмы StarFlex.
Баннер или Промышленный экран:
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #4610
Примеры решений самодельных экранов можно посмотреть ниже в Каталоге интересных идей.


3. ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ:
Миф о "мыле" и "тухловатости" у современных проекторов на ЖК технологиях: LCD, LCOS, SXRD.
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #3330
Основные критерии выбора проектора.
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #4563
EPSON TW420 vs EPSON TW700, за и против.
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #698
EPSON W8 vs SANYO Z700, за и против.
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #4404


4. КАТАЛОГ ИНТЕРЕСНЫХ ИДЕЙ:
Экран с нижним расположением корпуса
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 6), #1270
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 6), #1338
Натяжной экран из баннерной ткани на раме из профиля от москитной сетки
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение) (продолжение), #4040
Натяжной экран на раме из багетки
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #271
Лифт для монитора. Идею можно использовать для натяжных экранов.
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #4265
Промышленный рулонный экран на выдвижных кронштейнах
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение) (продолжение), #2617



5. АКТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ:
Классификация основана на анализировании мнений пользователей, независимых впечатлений, сравнений, тестов... Напрямую сравнивать LCD и DLP модели не имеет особого смысла. Скорее речь о предпочтениях. Цены примерно растут, согласно повышению класса.
LCD модели:
1й класс (примерно от 60 т.р.):
Mitsubishi HC4900
SANYO Z700
http://www.ixbt.com/dvd/sanyo-plv-z700.shtml

2й класс (примерно от 80 т.р.), где черный перестает быть серым для большинства фанов:
Mitsubishi HC6800 - на мой взгляд наиболее сбалансированная модель цена/качество
EPSON TW3500 - сбалансирован по цена/качество/обслуживание
SXRD модели:
Sony VPL-HW10 (ближе к фаворитам)
http://www.ixbt.com/dvd/sony-vpl-hw10.shtml

3й класс (после 100 т.р.) фавориты, характерен высокий ON/OFF (глубокий черный) и ANSI контраст среди LCD. Также среди этих моделей характерно применение технология сглаживания движения и новые технологии повышения контурной четкости:
EPSON TW 5500 - модель с наибольшим ON/OFF контрастом среди трехматричных моделей, снабжена технологией уплавнения движения и повышения четкости
PANASONIC 4000 - хорошая модель, наиболее сбалансированная по ON/OFF контраст/ANSI контраст среди LCD моделей, так же снабжена снабжена технологией уплавнения движения и повышения четкости. Применена технология сглаживания пиксельной решетки. Считается самой бесшовной технологией.
Sony VPL-HW15 - отличная SXRD модель с довольно высоким ON/OFF контрастом и неплохим ANSI контрастом, пиксельная решетка малозаметна.
http://www.ixbt.com/dvd/sony-vpl-hw15.shtml

4й класс Очень дорогие фавориты:
Линейка JVC - отличные DILA модели с очень высоким ON/OFF контрастом, с практически бесшовной пиксельной решеткой.
http://www.ixbt.com/dvd/jvc-dla-hd350.shtml
http://www.ixbt.com/dvd/jvc-dla-hd750.shtml
SONY 85 - отличная SXRD модель тоже с довольно высоким ON/OFF контрастом, наряду, с высоким ANSI контрастом и безупречной работающей Динамической Диафрагмой. Пиксельная решетка так же малонезаметна.
http://www.ixbt.com/dvd/sony-vpl-vw85.shtml

DLP модели:
1й класс Эквивалентная скорость колеса 3х, что не позволяет мне поставить их в один ряд с проекторами классом выше:
BenQ W1000
Acer H7530D
http://www.ixbt.com/dvd/acer-h7530d.shtml
VIVITEK H1080FD

2й класс бюджетный класс со скоростью колеса 4х:
OPTOMA HD20
http://www.ixbt.com/dvd/optoma-hd20.shtml
Mitsubishi HC3800 - этот поспорит с проекторами классом выше, к сожалению, проблемы с самовыключением заставляют с опаской брать это проектор. До улаживания технологического брака, стоит воздержаться от покупки.

3й класс (фавориты):
BenQ W6000 - проектор с отличными параметрами, но скорость колеса 4х заставит многих задуматься о принятии решения
http://www.ixbt.com/dvd/benq-w6000.shtml
OPTOMA HD82 - отличный проектор со скоростью колеса 6х, с технологией уплавнения и неплохими инсталляцияонными возможностями
http://www.ixbt.com/dvd/optoma-hd82.shtml
Sharp XV-Z15000 - хорошо сбалансированная модель яркость/ANSI контраст, скорость колеса 5х

4й класс Очень дорогие фавориты:
InFocus IN83 - качественная модель по уровню картинки, но инсталляционные возможности ограничивают применения в наших условиях, к тому же скорость колеса 4х


6. ОТЗЫВЫ О ПРОЕКТОРАХ
LCD модели:
Epson TW3500:
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #4787
Epson TW3000:
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #2407
Epson TW2000:
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #4868
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение)
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение) (продолжение), #163
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #4915
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение) (продолжение), #2562
Epson TW980:
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #2292
MITSUBISHI HC7000:
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #990
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #994
Sanyo Z700:
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #119
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #197
Panasonic AE2000:
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #4520
ViewSonic Pro8100:
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #1922

Epson TW450(W8,W7):
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 6), #1937
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 6), #1743
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 6), #81
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 6), #75
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #3860
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #3864
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #3868
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #4097
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #4110
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #4196
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #4188
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #4845
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #5035
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #4565
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #4981
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #4185
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 6), #406
Epson TW420(W6):
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #3303
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #2423
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #593
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #3767
Обсуждение статьи iXBT.com: "iXBT: Мультимедийные проекторы Epson EB-W6 и EH-TW420", #2

Epson TW700:
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #1314
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #4476
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #4324
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #1112
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 6), #505
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 6), #1661
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #1085
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #3485
Epson TW680:
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #1112
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение) (продолжение), #1662
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение) (продолжение), #1935
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение) (продолжение), #1800
Epson TW600:
Обсуждение статьи iXBT.com: "Кинотеатральный LCD-проектор Epson EMP-TW600", #5
SANYO Z5:
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #4354
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #4359
http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=62%3A9635-72#2201
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #1498
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #1173
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #1123
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение) (продолжение), #2579
Sanyo PLC-WXU10E:
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 6), #1507
Panasonic AE200:
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #3458
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #3458
BENQ W500:
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #4951
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #543
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #559
Sony VPL-AW10:
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #646
TOSHIBA X100:
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #4862

DLP модели:
Sharp XV-Z15000:
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 6), #33
OPTOMA HD82:
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #631
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #737
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #2694
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #2696
OPTOMA HD20:
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #2409
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (часть 5), #2471
BENQ W5000:
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #3834
Optoma HD 65:
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение) (продолжение), #1789
Acer H5350:
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение) (продолжение), #2588
Optoma HD73:
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #1088
Optoma HD70:
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #3249
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #3236
Sharp XV-Z3000:
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение) (продолжение), #2499
Acer PH530:
http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=62%3A9635-78#2368
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение) (продолжение), #1819
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение) (продолжение), #2588
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение) (продолжение), #2218
LG AN110W и LG BN315
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение)
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение)
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение)
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение)
BENQ 771:
FAQ = мультимедийный проектор домашнего кинотеатра (продолжение), #2219



ЧЕРНОВАЯ ЧАСТЬ:
Классификация моделей по уровню качества
Бюджет до 20тыр
Бюджет до 35тыр
Бюджет до 100тыр

Все, что связано с экраном