https://jpgazeta.ru/vot-tak-i-rozhdaetsya-vlast-o-pravote-deyeneris-targarien/
А между тем, если к нему прислушаться, окажется, что… Дейенерис Таргариен кругом права. Вот так – целиком и полностью.
С какой именно позиции начнём смотреть на проблему? С точки зрения традиции, исторической логики или здравого смысла? С какой ни начни, везде придём к одному и тому же выводу, озвученному выше.
С точки зрения традиции, Дейенерис – наследница законной династии Таргариенов. Династии не просто законной – а даже в чём-то сакральной, ибо именно Таргариены спасли Вестерос в давние времена от нашествия Белых Ходоков. Это династия больше, чем просто королевская – фактически, ей, как родителям, все ныне живущие в Семи Королевствах обязаны жизнью. Она СВЕРХлегитимна. И с момента узурпации Железного Трона не прошло даже одного поколения – каких-то лет 15-20, не больше, так что никак нельзя сказать, что Реставрация апеллирует к «делам давно минувших дней, преданьям старины глубокой». Нет, Дейенерис стремится занять свой трон, который, по историческим меркам, ещё «не остыл» после её отца. И имеет на это полное право!
Исходя из этого очевидного факта, Дейенерис – самовластная правительница Семи Королевств. Самодержавная. Именно таковой она себя в полной мере и ощущает, и соответственно поступает. По всем меркам земной истории – увы, никогда не отличавшейся гуманизмом, но всегда стремившейся к целесообразности – подавление бунта мятежного города производится без пощады, не взирая на любые жертвы как немирного, так и мирного населения. Коллективная ответственность, да. Во времена, когда люди дрались мечами и не придумали ООН, так было тысячелетиями во всех странах. Даже в Вестеросе – который, в отличие от Средиземья, не претендует на свою «иномирность», это просто аллегория земного Средневековья.
Так что Дейенерис поступила полностью в духе традиционного поведения монарха, возвращающего себе трон, занятый мятежниками и самозванцами. Традиция – на её стороне. Любой европейский монарх пожал бы ей руку без тени сомнения в верности её методов возвращения на трон.
С точки зрения исторической логики, всё ещё более однозначно – модернизатор всегда прав. Он может быть не прав в книжках Стругацких, где в оной роли выступают рефлексирующие юноши, которым «трудно быть богом», а в реальной жизни модернизатор прав всегда. Вообще! Любой правитель, рывком бросающий свою страну от невежества к просвещению, от варварства к цивилизации, от столетней нищеты и стагнации к травматичному прогрессу общества, науки и техники – будь то Пётр Первый, Сталин, Ататюрк, Мэйдзи или Ли Кван Ю – всегда прав. Он никому не нравится! Его всегда называют разрушителем устоев и кровавым самодуром, но логика исторического прогресса только на его стороне, и ни на чьей больше.
Гуманизм здесь должен оцениваться только и исключительно в духе слова Дейенерис, сказанных перед штурмом Королевской гавани: «Милосердие к будущим поколениям, которые никогда не будут в заложниках у тирана». Бесконечный круговорот рабов и рабовладельцев, тиранов и их заложников нужно разорвать любой ценой. Разовые жертвы в любом случае более оправданы, чем бесконечные.
Так что Дейенерис как человек, стремящийся поменять общественную формацию Вестероса, права ещё более, чем просто как самодержец, возвращающий себе трон.
Наконец, здравый смысл тоже на стороне Дейенерис. Она не слушает советов Вариса, Джона Сноу и Тириона? А они ей часто советовали что-то умное? Из-за безрассудства Джона Сноу был потерян первый дракон. Из-за идеализма Тириона вообще возникла вся эта буча с Серсеей. Варис вообще предателем оказался – и неизвестно ещё КОГДА, как давно, и ретроспективно как его измена влияла на его советы.
Здравый смысл же вопиет нам о том, что Королевская гавань – это самый, простите, гнилой, самый приспособленческий и трусливый город Семи королевств. Там живут люди, которые постоянно пытаются «пробиться между струек» — им всё равно, кто над ними правит, они равнодушны к сменам династий на Железном троне, они не устраивают гражданских войн «за гвельфов» или за «гибеллинов», им уютно в рабстве, и они, как справедливо заметила Дейенерис, даже не пытаются поднять восстание. Единственная попытка рефлексии жителей столицы — это появление его Воробейшества и его хунвейбинов, которые очевидным образом не превратились в полпотовцев только потому, что Серсея загеноцидила их раньше. Человеческий материал – очень так себе. А Дейенерис уже научилась в Эссосе разбираться, что иные, кого от оков освободишь, потом их снова на себя норовят натянуть. Так что рабы тут не лучше рабовладельцев – они так же развращены. С такими людьми нового общества не построишь.
Немаловажным, а в чём-то даже определяющим обстоятельством, является общее решение всех обитателей Королевской Гавани игнорировать войну с Королём Ночи и его не-живой армией. Одного праведника (да и того зовут Джейме Ланистер) как-то маловато чтобы оправдать преступное малодушие столичных жителей перед лицом общей смертельной опасности.
И это, заметьте, мы ни слова не сказали о субъективной мотивации Дейенерис! А ведь чувства человека, у которого только что на глаза убили лучшую (и единственную) подругу и матери, лишившейся своего чада (Дейенерис – матерь драконов не в переносном смысле) тоже немалого стоят.
С какой именно позиции начнём смотреть на проблему? С точки зрения традиции, исторической логики или здравого смысла? С какой ни начни, везде придём к одному и тому же выводу, озвученному выше.
С точки зрения традиции, Дейенерис – наследница законной династии Таргариенов. Династии не просто законной – а даже в чём-то сакральной, ибо именно Таргариены спасли Вестерос в давние времена от нашествия Белых Ходоков. Это династия больше, чем просто королевская – фактически, ей, как родителям, все ныне живущие в Семи Королевствах обязаны жизнью. Она СВЕРХлегитимна. И с момента узурпации Железного Трона не прошло даже одного поколения – каких-то лет 15-20, не больше, так что никак нельзя сказать, что Реставрация апеллирует к «делам давно минувших дней, преданьям старины глубокой». Нет, Дейенерис стремится занять свой трон, который, по историческим меркам, ещё «не остыл» после её отца. И имеет на это полное право!
Исходя из этого очевидного факта, Дейенерис – самовластная правительница Семи Королевств. Самодержавная. Именно таковой она себя в полной мере и ощущает, и соответственно поступает. По всем меркам земной истории – увы, никогда не отличавшейся гуманизмом, но всегда стремившейся к целесообразности – подавление бунта мятежного города производится без пощады, не взирая на любые жертвы как немирного, так и мирного населения. Коллективная ответственность, да. Во времена, когда люди дрались мечами и не придумали ООН, так было тысячелетиями во всех странах. Даже в Вестеросе – который, в отличие от Средиземья, не претендует на свою «иномирность», это просто аллегория земного Средневековья.
Так что Дейенерис поступила полностью в духе традиционного поведения монарха, возвращающего себе трон, занятый мятежниками и самозванцами. Традиция – на её стороне. Любой европейский монарх пожал бы ей руку без тени сомнения в верности её методов возвращения на трон.
С точки зрения исторической логики, всё ещё более однозначно – модернизатор всегда прав. Он может быть не прав в книжках Стругацких, где в оной роли выступают рефлексирующие юноши, которым «трудно быть богом», а в реальной жизни модернизатор прав всегда. Вообще! Любой правитель, рывком бросающий свою страну от невежества к просвещению, от варварства к цивилизации, от столетней нищеты и стагнации к травматичному прогрессу общества, науки и техники – будь то Пётр Первый, Сталин, Ататюрк, Мэйдзи или Ли Кван Ю – всегда прав. Он никому не нравится! Его всегда называют разрушителем устоев и кровавым самодуром, но логика исторического прогресса только на его стороне, и ни на чьей больше.
Гуманизм здесь должен оцениваться только и исключительно в духе слова Дейенерис, сказанных перед штурмом Королевской гавани: «Милосердие к будущим поколениям, которые никогда не будут в заложниках у тирана». Бесконечный круговорот рабов и рабовладельцев, тиранов и их заложников нужно разорвать любой ценой. Разовые жертвы в любом случае более оправданы, чем бесконечные.
Так что Дейенерис как человек, стремящийся поменять общественную формацию Вестероса, права ещё более, чем просто как самодержец, возвращающий себе трон.
Наконец, здравый смысл тоже на стороне Дейенерис. Она не слушает советов Вариса, Джона Сноу и Тириона? А они ей часто советовали что-то умное? Из-за безрассудства Джона Сноу был потерян первый дракон. Из-за идеализма Тириона вообще возникла вся эта буча с Серсеей. Варис вообще предателем оказался – и неизвестно ещё КОГДА, как давно, и ретроспективно как его измена влияла на его советы.
Здравый смысл же вопиет нам о том, что Королевская гавань – это самый, простите, гнилой, самый приспособленческий и трусливый город Семи королевств. Там живут люди, которые постоянно пытаются «пробиться между струек» — им всё равно, кто над ними правит, они равнодушны к сменам династий на Железном троне, они не устраивают гражданских войн «за гвельфов» или за «гибеллинов», им уютно в рабстве, и они, как справедливо заметила Дейенерис, даже не пытаются поднять восстание. Единственная попытка рефлексии жителей столицы — это появление его Воробейшества и его хунвейбинов, которые очевидным образом не превратились в полпотовцев только потому, что Серсея загеноцидила их раньше. Человеческий материал – очень так себе. А Дейенерис уже научилась в Эссосе разбираться, что иные, кого от оков освободишь, потом их снова на себя норовят натянуть. Так что рабы тут не лучше рабовладельцев – они так же развращены. С такими людьми нового общества не построишь.
Немаловажным, а в чём-то даже определяющим обстоятельством, является общее решение всех обитателей Королевской Гавани игнорировать войну с Королём Ночи и его не-живой армией. Одного праведника (да и того зовут Джейме Ланистер) как-то маловато чтобы оправдать преступное малодушие столичных жителей перед лицом общей смертельной опасности.
И это, заметьте, мы ни слова не сказали о субъективной мотивации Дейенерис! А ведь чувства человека, у которого только что на глаза убили лучшую (и единственную) подругу и матери, лишившейся своего чада (Дейенерис – матерь драконов не в переносном смысле) тоже немалого стоят.