mike2222:
Все выводы всех комиссий однозначно говорят что персонал виноват.
Не надо врать. Или надо читать матчасть, прежде чем писать.
Из отчета МАГАТЭ:
http://www-pub.iaea.org/mtcd/publications/pdf/pub913r_web.pdfИсходным событием аварии было нажатие старшим инженером управления реактором кнопки сброса стержней аварийной защиты (кнопка A3-S) с целью заглушения реактора по причине, которая достоверно не установлена. Причиной аварии является неуправляемый рост мощности реактора, который на начальной стадии возник из-за увеличения реактивности, внесенной вытеснителями стержней СУЗ.
Оценка причин аварии давалась во многих документах, при этом отмечалось, что они носят комплексный характер. В частности, достаточно компактно взгляд на причины аварии изложен в работе [46]:
"При анализе чернобыльской аварии выяснилось: большой эффект вытеснителей; большой паровой эффект реактивности; образование чрезмерно большой объемной неравномерности энерговыделения в активной зоне в процессе аварии. Последнее обстоятельство одно из наиболее важных и обусловлено большими размерами активной зоны (7 м х 12 м), малой скоростью перемещения неоднородных (имеющих поглотители, вытеснители и водяные столбы) стержней 0,4м/с и большим паровым эффектом реактивности ~5/Зэфф. Все это и предопределило размеры чернобыльской катастрофы.
Таким образом, масштаб аварии на ЧАЭС обусловлен не действиями обслуживающего персонала, а непониманием прежде всего со стороны научного руководства влияния паросодержания на реактивность активной зоны РБМК, что привело к неправильному анализу надежности эксплуатации; к игнорированию неоднократных проявлений большой величины парового эффекта реактивности при эксплуатации; к ложной уверенности в достаточной эффективности СУЗ, которая на самом деле не могла справиться как с происшедшей аварией, так и со многими другими, в частности, с проектными ава-
риями, и, естественно, к составлению неверного регламента эксплуатации.
Подобное научно-техническое руководство объясняется, кроме всего прочего:
— чрезвычайно низким уровнем научно-технических разработок по обоснованию нейтронно-физических процессов, происходящих в
активной зоне АЭС с РБМК;
— игнорированием расхождения результатов, получающихся по различным методикам;
— отсутствием экспериментальных исследований в условиях, наиболее приближенных к естественным;
— отсутствием анализа специальной литературы; и — в конечном итоге, передачей Главному конструктору неверных методик расчета нейтронно-физических процессов и своих функций — обоснование процессов, протекающих в активной зоне, и обоснование безопасности АЭС с РБМК.
Важным обстоятельством является и то, что Минэнерго длительное время пассивно эксплуатировало АЭС с РБМК с нейтронно-физической нестабильностью в активной зоне, не придавало должного значения неоднократным выпаданиям сигналов АЗМ и АЗС при срабатывании A3, не требовало тщательного разбора аварийных ситуаций.
Необходимо констатировать, что авария, подобная Чернобыльской, была неизбежной.
Практика переложения на человека-оператора функции аварийной зашиты из-за отсутствия соответствующих технических средств
опровергнута самой аварией. Совокупность проектных недостатков техники и не гарантированной надежности человека-оператора привела к катастрофе.