Раз такое дело, приведу здесь мой отзыв о "Факапе", сами знаете откуда.
Когда-нибудь подобная книга должна была появиться. И она появилась. Когда светлые мечты, основанные на «оттепели», семилетнем плане развития СССР, лозунгах XXII съезда, спорах физиков и лириков, головокружении от успехов физики, химии и биологии — рассеялись окончательно, а сами авторы начали писать совсем о другом — вот тогда стали зреть зерна деконструкции Мира Полудня. И проросли не только в «Факапе». Но у Харитонова получилось наиболее радикально.
Неким взглядом со стороны замечены, разобраны и объяснены все мелкие несуразности, нет-нет и мелькающие в сияющей картине XXII века — вот только объяснены совсем не так, как ожидалось. А также подробно изложены многие моменты и детали, так и оставшиеся за рамками. Хотя бы явное преобладание германских фамилий над английскими. Впрочем, кому действительно интересно, может прочитать сам. Только не восклицайте потом — «да как он посмел», «покусился на святое» и так далее. Вас предупреждали. Да и Мир Полудня — не нечто священное. Тем более, что на священное тоже покушались, и иногда довольно успешно: взять хотя бы «МиМ» или «Иосиф и его браться». Но и уподобляться перепечатывающей текст секретарше Томаса Манна «Вот теперь я узнала, как все это было, оказывается», тоже не стоит.
Итак, появление «Факапа» было неотвратимо, как и ход событий, предсказываемых психоисторическими уравнениями — хотя это вроде из другой книги. Рано или поздно не Харитонов, так другой написал бы нечто похожее — может, лучше, а может хуже. «Факап», по крайней мере, читается, хотя явно слишком растянут, и текст далеко не идеален. Можно сравнить уровень, например, с «Омон Ра» — но зачем? В общем, маемо, что маемо.
Добавление от 15.01.2025 19:09:
А еще одну удачную, (и не только на мой взгляд) "интерпретацию" Мира Полудня написал некто
Александр Золотько
"Интерпретатор ".
И она совсем не о том, что вы подумали. Вот что я о ней написал:
Замечательный рассказ, который заставляет взглянуть на Мир Полудня с другой стороны и совершенно по-новому. Что примечательно, он не является ни глубокой деконструкцией, подобно «Факапу», ни явно сатиричным переосмыслением, представленным Лукьяненко в Мире геометров. Это всего лишь новый анализ и интерпретация фактов — как и заявляется в рассказе. Ибо сказано в Новом Завете: «Сейчас мы смотрим как бы через тусклое стекло, тогда же — со всей ясностью»... Пересказывать «пересмотренные» факты» смысла нет, следует прочитать самому и подумать. Однако отмечу, что ряд вопросов по этим самым фактам таки задавался читателями в реале — в он-лайн интервью. Ну вот, к примеру, о бесконечных стадах антилоп, жирафов и прочего зверья, которое гоняли под присмотром чуть ли не по всей планете, — а на фиг людям Полудня были нужны они в таком количестве? Их что, на мясо разводили? Внятный ответ не был получен. «Ну как-то само собой написалось...»
Рассказ ценен проработкой мельчайших деталей, которые все — ВСЕ — взяты из оригинальных текстов и ПРОИНТЕРПРЕТИРОВАНЫ. Вплоть до сакраментального вывода: «Я не верю Горбовскому». Тут же шаг оставался до «Факапа» — но он не был сделан. И правильно.
А главное, на мой взгляд, в рассказе — тема «Право на убийство». Те самые два ноля в кодовом номере. Должны ли определенные товарищи их иметь? И применять, коли понадобится?
И вот тут мы получаем еще одно литературное подтверждение пересечения Мира Полудня и Известного Космоса Нивена. В обоих случаях человечество превращается в стадо мирно блеющих овец, не способных даже на мысль о насилии. А кто способен — тот, очевидно, сумасшедший. И его надо лечить. Или принимать другие меры. И Егор Старосветов как раз к таким людям и относится.
Но что ж — приходят ведь кзины. Или Странники. И надо создавать Комкон-2. Или Амальгамированную Региональную Милицию. Нужны прогрессоры, нужны воины. И их не будут любить. Потому что у них есть два ноля.