Эксцессы и факапы Intel за прошедший год в изложении 3Dnews:
Итоги 2024 года: процессоры для ПКВ частности,
Катастрофа года: Intel Raptor LakeДаже те, кто не следит за корпоративными новостями, могли наглядно увидеть, что с Intel что-то не так. В 2024 году вокруг флагманских процессоров компании для настольных систем вспыхнул серьёзный скандал — пользователи стали массово жаловаться на деградацию и выход из строя старших моделей Core 13-го и 14-го поколений.
Первые сообщения о возникающих и нарастающих проблемах в стабильности работы Raptor Lake появились ещё в начале года. Наиболее распространённым поводом ждя жалоб стало неожиданное появление «синих экранов», которые возникали даже при работе системы в номинальном режиме. Некоторое время с этой проблемой боролись производители материнских плат, приводя настройки по умолчанию в соответствие с рекомендациями Intel. Но это не особо помогало. Основную же причину проблем Intel установила к началу лета. Оказалось, что из-за ошибок в микрокоде при определённых условиях процессор начинает запрашивать всё более высокое напряжение, и это в конечном счёте приводит к деградации кремниевого кристалла и нарушению стабильности даже в номинальном режиме. Какое-то время компании потребовалось на поиск решения, и в результате версии BIOS, окончательно устраняющие ошибки в реализации внутренних алгоритмов управления напряжением, вышли лишь в начале осени.
Однако в подвешенном состоянии так и остался один важный вопрос. Дело в том, что деградация кремния — процесс необратимый. А значит, даже единожды столкнувшийся с завышением напряжения процессор автоматически попадает в «группу риска» и может начать сбоить или выйти из строя спустя какое-то (иногда довольно продолжительное) время. К сожалению, никаких технических мер для выявления таких случаев Intel найти не смогла и просто предложила заменять по гарантии процессоры всем обратившимся пользователям. Чтобы сбить волну возникшего недовольства, гарантийный срок на Raptor Lake был увеличен с трёх до пяти лет, но окончательно проблему это, естественно, не решает.
Обнаружение тех или иных недоработок в уже вышедших продуктах — довольно распространённая ситуация, которая периодически возникает в истории любой компании. Однако случай с Raptor Lake стал вопиющим и серьёзно подорвал репутацию Intel. Во-первых, компания долго не реагировала на сообщения пользователей должным образом, не признавала вину и пыталась назначить ответственными за деградацию CPU самих пользователей или производителей материнских плат. Во-вторых, разбирательство в причинах деградации выявило целый ворох несвязанных ошибок в различных внутренних алгоритмах, устранение которых растянулось на несколько месяцев и потребовало выпуска нескольких версий микрокода. И в-третьих, пользователи так и не получили ответ на вопрос, каким образом они могут понять, затронула деградация конкретный экземпляр процессора или нет.
Таким образом, вся эта история не только выявила недостатки в организации предрелизного тестирования новинок у Intel, но и показала, что техническая поддержка в компании не способна реагировать на массовые проблемы достаточно квалифицированно и оперативно. Именно в этом и заключается разрушительная сила этой истории — клиенты компании убедились, что Intel не слишком старается оградить их от потенциальных проблем. И более того, очевидно, что представители семейства Raptor Lake так или иначе будут теперь отличаться увеличенной частотой отказов, и сталкиваться с этим придётся ещё долго.
Кроме того, нет ответа и на главный (риторический) вопрос. Как вообще могло получиться так, что Intel полтора года поставляла на рынок процессоры с дефектами, затрагивающими два последовательных поколения продуктов?
Самый неудачный процессор года: Intel Arrow LakeПередряги, в которые попала Intel, отразились в том числе и на новых продуктах. Запуск пришедшего на смену проблемным Raptor Lake нового поколения настольных процессоров Core Ultra 200S, известного под кодовым именем Arrow Lake, стал для компании ещё одним провалом. Хотя с технологической точки зрения эти процессоры принесли немало нового, пользователями они были встречены довольно холодно. Причина — в производительности, которая по сравнению с производительностью Raptor Lake выросла не столь заметно, а в ряде случаев (например, в играх) даже серьёзно ухудшилась.
Ещё во время подготовки Arrow Lake к выпуску Intel предупреждала, что главной целью на этом шаге эволюции для неё было снижение энергетических аппетитов CPU, а не улучшение быстродействия. Но пользователи не оценили относительно небольшое улучшение экономичности ценой падения производительности, и Arrow Lake были встречены резко негативно. Поэтому сразу после анонса Intel пришлось оправдываться, что релиз Core Ultra 200S «пошёл не по плану», и пообещать исправить ситуацию корректировками микрокода и драйверов. Что, откровенно говоря, только ухудшило их имидж, поскольку вызвало явные ассоциации с ещё не успевшей стереться из памяти эпопеей с починкой Raptor Lake.
К тому же в том, что характеристики Arrow Lake после выхода всех обновлений смогут заметно улучшиться, есть довольно серьёзные сомнения. Их производительность пострадала из-за целого ряда обстоятельств, исправить которые программным образом невозможно. Во-первых, в Arrow Lake не поддерживается технология Hyper-Threading. Во-вторых, в погоне за энергоэффективностью они потеряли в тактовых частотах. И в-третьих, в их контроллере памяти из-за его отдаления от процессорных ядер существенно выросли задержки. Поэтому весьма вероятно, что новое поколение настольных процессоров Intel уже не станет популярным и останется «проходным», тем более что переход на Core Ultra 200S требует использования совершенно новых материнских плат с разъёмом LGA1851.
Однако, говоря о Arrow Lake в контексте итогов года, нельзя не признать, что технологически это — весьма перспективный продукт. Процессоры этого семейства переехали на P- и E-ядра с прогрессивными архитектурами Lion Cove и Skymont со значительно возросшим показателем IPC. И если в случае Lion Cove речь идёт «всего лишь» о 9%-ном приросте удельной производительности по сравнению с ядрами прошлого поколения, то новые эффективные ядра Skymont получили производительность уровня P-ядер процессоров поколений Alder Lake и Raptor Lake.
Кроме того, вслед за мобильными процессорами Meteor Lake, Arrow Lake перешли на чиплетную (тайловую в терминах Intel) компоновку. В состав новых CPU входит сразу четыре полупроводниковых кристалла (CPU, GPU, SoC и I/O), собранных в единое целое на кремниевой подложке по технологии Foveros. При этом все основные составляющие Arrow Lake производятся Intel не самостоятельно, а с помощью TSMC — по самым современным техпроцессам. Такой шаг позволил Intel даже временно опередить AMD в гонке технологических норм — главный кристалл Arrow Lake выпускается по нормам 3 нм, в то время как в наиболее передовых процессорах конкурента пока используется 4-нм технология.
И наконец, Arrow Lake стали первыми десктопными процессорами Intel со встроенным NPU — специальным аппаратным ускорителем для нейросетевых задач. Впрочем, в данном случае его добавление больше похоже на формальный шаг. Производительность данного ускорителя составляет всего 13 TOPS, что втрое ниже требований Microsoft к Copilot+ PC. Соответственно, Arrow Lake не подходит для работы всего набора ИИ-функций Windows 11 (в том числе Recall), и его NPU может применяться лишь в каких-то отдельных оптимизированных приложениях.