Страницы:Кликните, чтобы указать произвольную страницу12далее
romanrex: АЧХ наушников и кривые равной громкости
romanrex
Member
Автор темы
4389/6321 ответов, #9 в рейтинге
20 лет на iXBT, с мая 2004
35 фото на iXBT.photo
Чаще пишет Р Р† "Цифр.звук" (75%)
Web-страница
Инфо Ответить
r
romanrex MemberАвтор темы
10 лет назад / 06 августа 2015 13:21
В продолжении темы кривых равной громкости из Обсуждение статьи iXBT.com: "Наушники Audio-technica ATH-M50x limited edition"
Многие знают, что восприятие количества низких частот зависит от громкости и притом существенно, согласно кривым равной громкости.
В усилителях/предусилителях часто встречается режим Loudness, поднимающих низкочастотный диапазон, благодаря которому на тихой громкости низкочастотный регистр достаточно хорошо слышен.
На примере предусилителя Technics это выглядит так:

http://forum.ixbt.com/post.cgi?id=attach:12:56196:0:1.png - 620x369, 92.4Kb

Последняя модель кривых равной громкости, вошедшая в международный стандарт ISO 226-2009 выглядит так:

http://reference-audio-analyzer.pro/img/t/0.png  - 620x369, 51.1Kb


По сути сама по себе кривизна линий мало интересна, т.к. является своеобразным эквалайзером наших ушей и для воспроизведения записей с естественным уровнем громкости будет восприниматься ровно с акустической системы с ровной АЧХ.

А вот при изменении уровня громкости тональный баланс будет меняться, т.к. АЧХ в абсолютных величинах останется такой же ровной.

Если за нормальную громкость выбрать 72 дБ (живое исполнение нескольких инструментов (по 60 дБ) + вокал без электронных усилителей, то суммарно должно получится 70-75 дБ в соответствующей субъективному восприятию «немного громко»), разница между кривыми относительно 72 дБ SPL будет выглядеть так :

http://reference-audio-analyzer.pro/img/t/1.png  - 620x369, 33.7Kb

Как это применить к наушникам?

Берем АЧХ M50x

http://reference-audio-analyzer.pro/img/t/2.png  - 620x369, 31.6Kb

У M50x есть подъем в области низких частот, но если их слушать на 12~24 дБ тише, то АЧХ будет "ровной". Т.е. M50x будут ровными наушникам для прослушивания музыки на уровнях 48~60 дБ SPL. Или жутко долбежные басом на громкостях выше 80-90 дБ SPL.

При подключении к слабомощным усилителям большой громкости из M50x не вытянуть, но за счет того, что на малой громкости наушники как раз ровные - они являются хорошим выбором и "хорошо играют от всего", где основной массой «от всего» являются смартфоны, планшеты или ультрабюджетные плееры.

Теперь берем не басовитые "ровные" наушники AKG K701.

http://reference-audio-analyzer.pro/img/t/3.png  - 620x369, 111.0Kb

А вот тут наушники являются ровными лишь на уровнях +6~+18 дБ относительно 72 дБ. Т.е. K701 оптимально слушать на громкости от 85 до 90 дБ SPL. Соответственно и усилитель нужен погромче, и "качают" они только на большой громкости. Оптимальный вариант для севшего от возраста слуха (сарказм, но с долей правды).

По разные жанры конечно основной уровень громкости разный, под электронику/попсу это будет 85 дБ, под рок 95.

http://reference-audio-analyzer.pro/img/t/5.png  - 620x369, 115.2Kb

Но разница в относительных отклонениях непринципиальна для выбора опорной «естественной» громкости.

В базе измерений Reference Audio Analyzer http://reference-audio-analyzer.pro/report/hp.php соответствующий график добавлен в отчеты наушников.

Предлагаю обсудить, какие числовые табличные данные были бы актуальны. Пока такие мысли:

1. Неравномерность АЧХ в диапазоне 40 Гц - 2кГц под кривые
2. Поиск кривой с наименьшей неравномерностью, определение отклонения от 72 дБ SPL и мощностные параметры усилителя под это давление.
sunix
unregistered
Ответить
s
sunix unregistered
10 лет назад / 06 августа 2015 14:15
romanrex
...разница между кривыми относительно 72 дБ SPL будет выглядеть так :

Как это применить к наушникам?
Берем АЧХ M50x

так АЧХ наушников была снята при 72 дБ? надо ведь чтоб соответствовало, или нет?
"измерительный стенд Brüel & Kjær 4153 — Artificial Ear/Ear Simulator (IEC 60318-1)"
я так понял его измерения АЧХ должны зависить от громкости
kenderes
Member
540/540 ответов
11 лет на iXBT, с ноября 2013
Чаще пишет Р Р† "Цифр.звук" (88%)
Инфо Ответить
k
kenderes Member
10 лет назад / 06 августа 2015 14:28
romanrex
Интересно, что у кривой Олива-Велти также есть существенный подъем на басе, кажется, ниже 200 Гц. Но в их исследовании он обоснован тем, что power response у их референсных колонок спадает к ВЧ, т.е. АЧХ отражений со спадом на высоких частотах. И дескать слушателям наушники с подъемом на басе звучат более приятно, т.к. они ближе имитируют колонки. Но не знаю, на какой именно громкости они проводили тесты.
romanrex
Member
Автор темы
4390/6322 ответов, #9 в рейтинге
20 лет на iXBT, с мая 2004
35 фото на iXBT.photo
Чаще пишет Р Р† "Цифр.звук" (75%)
Web-страница
Инфо Ответить
r
romanrex MemberАвтор темы
10 лет назад / 06 августа 2015 14:29
sunix
так АЧХ наушников была снята при 72 дБ? надо ведь чтоб соответствовало, или нет?
Линия АЧХ не зависит от того, с каким уровнем подан сигнал. Будет меняться только общий уровень. Подали 1 В, будет 120 дБ при чувствительности наушников 120 дБ/В. Подали 0.5 В, будет на 6 дБ ниже - 114 дБ, подали 2В, будет 126 дБ.

За 72 дБ берется нормальный уровень, при котором субъективная АЧХ наушников будет восприниматься такой, какой получается объективной при измерениях. А при оценке субъективной АЧХ относительно другого звукового давления, будет субъективно изменяться согласно кривым равной громкости по последнему стандарту ISO 226-2009.

измерительный стенд Brüel & Kjær 4153 — Artificial Ear/Ear Simulator (IEC 60318-1) я так понял его измерения АЧХ должны зависить от громкости
Нет, от громкости АЧХ никак не зависит.
sunix
unregistered
Ответить
s
sunix unregistered
10 лет назад / 06 августа 2015 14:38
romanrex
а в чём же тогда фишка этого "искусственного уха", если оно не ведёт себя как ухо?
romanrex
Member
Автор темы
4391/6323 ответов, #9 в рейтинге
20 лет на iXBT, с мая 2004
35 фото на iXBT.photo
Чаще пишет Р Р† "Цифр.звук" (75%)
Web-страница
Инфо Ответить
r
romanrex MemberАвтор темы
10 лет назад / 06 августа 2015 15:02
sunix
а в чём же тогда фишка этого "искусственного уха", если оно не ведёт себя как ухо?
В том, что внутри используются воздушные камеры, благодаря которым создается близкое к реальному уху акустическое демпфирование. Акустическое демпфирование позволяет получить более точную АЧХ в области низких и средних частот. АЧХ, полученные с "плоских" стендов будут демонстрировать АЧХ, на которых резонансные частоты будут уходить вверх по частоте.

"Железные" стенды Brüel & Kjær точнее, чем плоские стенды, но не идеал. У меня например сейчас используется стенд HDM-X с более точным демпфированием.

Стенды Brüel & Kjær сделаны в первую очередь для заводов. Металлическая конструкция делает их "вечными" и "не ломаемыми" (в противовес, мой стенд пару десятков лет не проживет, потребуется обновление мягкого материала).

Единая конструкция позволяет получить высокую повторяемость, нет проблемы в том, что бы купить спустя 10 лет стенд на очередной завод и получать единые значения. Оборудование никак не зависит от смены работников на заводах. А из-за того, что конструкция стенда попадает под международные стандарты - стоит немереных денег, несмотря на простоту конструкции, т.к. полученные данные с них имеют юридическую силу (при проведении поверки оборудования в установленные законом сроки). А компаниям приходится платить немало денег за получения статуса "прибора" за свой продукт. Оборудование не вошедшее в ГОСТ юридической силы в судах не имеет. Т.е. берем чертежи уха Brüel & Kjær, вытачиваем, собираем, но формально полученные данные будут только для общего пользования.

Для психоакутистики используют другой тип стендов (от именитых компаний еще дороже, стартовая цена начинается от $10000 в виде Noimann KU100) в виде головы с мягкими ушами. На это так же есть стандарты, но из области "желательно по подобию" и не используются на заводах, т.к. обладают меньшей точностью по повторяющимся результатам (больший простор по разной посадке наушников). Такие стенды себе заказывают только СМИ и частные лаборатории, где необходимо представлять данные широкой публике и ссылаться на стандарты. Серьезные лаборатории (в основном институтские или отделы разработок у компаний) для внутренних работ стенды собирают сами различные стенды под свои задачи - результат тот же, а стоимость на порядки дешевле. Например если попадете на завод Beyerdynamic, то разрешат делать фото где угодно, но за исключением комнат со своими стендами, т.к. это уже коммерческая тайна.
drunk_pencil
Member
147/1181 ответов, #106 в рейтинге
16 лет на iXBT, с июля 2008
646 фото на iXBT.photo
Чаще пишет Р Р† "Фото" (27%)
Россия, СПб
Инфо Ответить
drunk_pencil Member
10 лет назад / 06 августа 2015 20:57
Меня вот что лишь смущает, что считать низкочастотным или вообще басовым регистром в данном контексте? Представьте, нота Ля первой октавы имеет 440Гц, слышимость её просто зашибенная. И целый ряд звуков ниже тоже не вызывает трудностей сколько нибудь существенных. А вот частоты ИМХО ниже 100Гц, вот там уже можно поговорить. А потом ведь звук одной частоты при разной амплитуде по-разному воспринимается для ушей в плане громкости (а про возрастные особенности я даже не говорю). Т.е. по идее, в идеале для определённых групп частот должна существовать своя собственная градация (параметры для усиления или ослабления сигнала), и чем меньше этот промежуток по частоте, определяющий группу, и чем больше эта градация, тем точнее можно передать громкость. А для чего столько усилий? Разве это что-то сильно меняет?
romanrex
Member
Автор темы
4392/6324 ответов, #9 в рейтинге
20 лет на iXBT, с мая 2004
35 фото на iXBT.photo
Чаще пишет Р Р† "Цифр.звук" (75%)
Web-страница
Инфо Ответить
r
romanrex MemberАвтор темы
10 лет назад / 06 августа 2015 21:51
drunk_pencil
Меня вот что лишь смущает, что считать низкочастотным или вообще басовым регистром в данном контексте?
Общепринятые наименования частотных диапазонов
20 - 40 Гц Low Bass Нижний бас
40 - 80 Гц Mid Bass Мидбас
80 - 160 Гц Upper Bass Верхний бас
160 - 320 Гц Lower Midrange Нижняя середина
320 - 640 Гц Middle Midrange Центральный диапазон средних частот
640 Гц - 1.28 кГц Upper Midrange Верхняя середина
1.28 - 2.56 кГц Lower Treble Нижние высокие
2.56 - 5.12 кГц Middele Treble Средние высокие
5.12 - 10.2 кГц Upper Treble Верхние высокие
10.2 - 20.4 кГц Top Octave Верхняя октава

а про возрастные особенности я даже не говорю
С возрастом повышается порог, ниже которого просто ничего не слышно. Т.е. брать наушники, которые воспринимаются громко лишь на тихой громкости уже брать нельзя.
drunk_pencil
Member
149/1184 ответов, #106 в рейтинге
16 лет на iXBT, с июля 2008
646 фото на iXBT.photo
Чаще пишет Р Р† "Фото" (27%)
Россия, СПб
Инфо Ответить
drunk_pencil Member
10 лет назад / 06 августа 2015 23:43
На самом деле всё гораздо сложнее.
Наш слуховой аппарат чрезвычайно тонок и имеет множество ограничений. У отдельных людей, бывает наоборот, уже в возрасте в связи с проблемами подвижности, зрения или других причин, способность слышать наоборот улучшается. У людей же, страдающих профессионально от избытка громких звуков, всё намного печальнее, включая тех же звукорежиссёров и им подобных специалистов. Для таких рекомендуют регулярно снимать аудиограмму. Громкие звуки свыше 100дБ приводят к изменению порогов слуха, степень повреждения зависит от времени воздействия громких звуков, превышение некоторых нормативов может приводить к необратимым процессам (см. табличку-картинку). Ну и область слышимости в общем виде (картинка).
«Исследования, выполненные различными международными организациями, показали, что уровни абсолютной слуховой чувствительности значительно снизились за последние десятилетия». (стр. 113, Ирина Алдошина / Рой Приттс, Музыкальная акустика. Учебник, 2006, 720с).
«Абсолютные пороги зависят от длительности предъявляемого сигнала» — (из того же источника). Сдвиг порога начинается с уровня выше 75дБ. (см. картинку).
Для определения громкости сложных звуков необходимо понимать зависимость между количественными соотношениями громкости в „сонах“ и „фонах“ (есть такие единицы измерения, см. картинку).
Также в настоящее время установлена зависимость между частотой сигнала и высотой тона, т.е. как слух воспринимает это. Для этого использованы специальные единицы — „мелы“, см. картинку.
Я лишь попытался проиллюстрировать этим простую мысль, что всё, что вы написали в самом начале, является лишь макушкой айсберга.
Если вы хотите приспособить систему конкретно для себя, то следует начинать, наверное, с построения индивидуальной аудиограммы.
К сообщению приложены файлы:
romanrex
Member
Автор темы
4393/6325 ответов, #9 в рейтинге
20 лет на iXBT, с мая 2004
35 фото на iXBT.photo
Чаще пишет Р Р† "Цифр.звук" (75%)
Web-страница
Инфо Ответить
r
romanrex MemberАвтор темы
10 лет назад / 07 августа 2015 11:06
drunk_pencil
то следует начинать, наверное, с построения индивидуальной аудиограммы
Аудиограмма из другой области - это проверка слуха как такового и при наличии проблем, настройка эквализации слухового аппарата.

является лишь макушкой айсберга
К сожалению не все из этого айсберга возможно измерить или промоделировать. И соответственно невозможно графиками заменить конечное живое прослушивание.
Но это не значит, что надо на все забить, многие параметры позволяют эффективно сделать первичный отбор.

Также в настоящее время установлена зависимость между частотой сигнала и высотой тона, т.е. как слух воспринимает это. Для этого использованы специальные единицы — „мелы“, см. картинку.
Это отдельная тема, которая требует отдельного изучения и возможности применения доп. кривыми.

«Абсолютные пороги зависят от длительности предъявляемого сигнала»
По моему мнению эти данные спекулятивны, т.к. основаны на синусах. А надо видеть зависимость вреда по энергетической плотности и пиковых значений шума - т.е. реальной обстановке для музыки, а не постоянному гулу оборудования на заводе (под что исследования и проводились на технику безопасности труда). Т.е. таблицу притягивают за уши в другую область, исходя из того, что реальный SPL все равно обычный пользователь измерить не сможет, а так вроде как предупредили что не надо слушать музыку на уровне "громко" и совесть чиста.
sve!
Member
12838/33249 ответов
23 года на iXBT, с ноября 2001
Чаще пишет Р Р† "Политика" (36%)
Россия, Москва
Инфо Ответить
s
sve! Member
10 лет назад / 07 августа 2015 15:34
Хм, на мой взгляд многое из "теоретической мысли", будучи применено к наушникам, дает крайне сомнительный (в практическом плане) результат.
1. Использование для снятия АЧХ стенда в виде искусственного уха.
Да, это дает изменение исходной АЧХ, но ведь это часть нашей слуховой системы! Мы не можем "отключить" эффекты звукового канала - для нашего слуха "ровная АЧХ" ровна не на барабанной перепонке, а на входе ушной раковины, как для АС, так же точно и для наушников. АЧХ наушников имеет смысл оценивать именно по плоскому стенду...
2. Кривая равной громкости, примененная к наушникам.
Жизнь показывает, что субъективная громкость (в смысле давления на барабанную перепонку) при использовании наушников обычно заметно выше - не нужно "жалеть соседей". Т.е. при этом мы уже имеем по сути верхние участки кривой, где все уже достаточно ровно, отсутствуют эти дикие провалы по НЧ. К тому же, в наушниках уже вовсю работает система адаптации, активно "выравнивающая" звук - требования к равномерности АЧХ у наушников (vs АС) значительно менее жесткие, главное верный баланс на СЧ...
3. В наушниках нужно добавлять НЧ.
В некотором смысле это верно - нужно хоть как-то компенсировать отсутствие восприятия НЧ телом. В принципе, слегка "прыгающие" от НЧ наушники отчасти компенсируют такую нехватку ощущений, но ни в коем случае не стоит допускать заметного перебора НЧ. Превышение НЧ сверх меры подсаживает восприятие прочих частот, "бьет по голове" (особенно в наушниках закрытого типа), быстро утомляет...
romanrex
Member
Автор темы
4394/6326 ответов, #9 в рейтинге
20 лет на iXBT, с мая 2004
35 фото на iXBT.photo
Чаще пишет Р Р† "Цифр.звук" (75%)
Web-страница
Инфо Ответить
r
romanrex MemberАвтор темы
10 лет назад / 07 августа 2015 17:20
sve!
АЧХ наушников имеет смысл оценивать именно по плоскому стенду...
Плоский стенд удобен своей дешевизной и простотой. Однако без правильного демпфирования стенда, АЧХ на низких и средних подвергается заметным изменениям.

Если стоит задача сверки параметров на заводе, то порой и плоский стенд сгодится, но при более-менее серьезном подходе это лишняя погрешность. В области высоких частот ни один стенд не показывает "правду", т.к. ушная раковина у всех разная и плоский стенд врет не меньше, чем и с "ушами".

Сверял АЧХ с разных типов стендов и делал измерения со своей головы, располагая миниатюрные микрофоны у входа в слуховой канал. С моим последним стендом HDM-X низкочастотный и среднечастотный диапазон совпал. С плоскими с твердой и мягкой поверхностью - нет.

Жизнь показывает, что субъективная громкость (в смысле давления на барабанную перепонку) при использовании наушников обычно заметно выше - не нужно "жалеть соседей".
Но это не значит, что если громко слушаем, то баланс частот на 110 дБ воспринимается так же, как на 70 дБ.

В некотором смысле это верно - нужно хоть как-то компенсировать отсутствие восприятия НЧ телом.
Здесь все усложняется еще тем, что некоторые наушники через амбушюры передают вибрацию, а некоторые нет.
sve!
Member
12839/33251 ответов
23 года на iXBT, с ноября 2001
Чаще пишет Р Р† "Политика" (36%)
Россия, Москва
Инфо Ответить
s
sve! Member
10 лет назад / 08 августа 2015 04:18
romanrex
без правильного демпфирования стенда, АЧХ на низких и средних подвергается заметным изменениям.
Это неизбежность, хотя и сама голова слушателя тоже искажает результат - "чистые" измерения тут вообще проблематичны...
В области высоких частот ни один стенд не показывает "правду"
Собственно, и наушники часто бывают критичны к тому, как конкретно они надеты - интерференция на ВЧ имеет место быть, да и излучение капсюля хоть и далеко от поршневого, имеет выраженную направленность...
Сверял АЧХ с разных типов стендов и делал измерения со своей головы, располагая миниатюрные микрофоны у входа в слуховой канал. С моим последним стендом HDM-X низкочастотный и среднечастотный диапазон совпал.
Снова возникает философский вопрос, ЧТО именно считать за "чистый" сигнал, для которого требуем ровной АЧХ. Скажем, что такое ровная АЧХ для АС более-менее понятно - по крайней мере звучание АС должно имитировать реальное звуковое поле. Но, если, скажем, мы поместим измерительный микрофон у входа в слуховой канал, получим совсем другую АЧХ тех же АС. Если считать "чистым" измерением стандартное, то по второму измерению можно несложным образом получить некую "коррекцию" АЧХ, которую в любом случае придется вычитать из измерений того же стенда HDM-X, дабы вернуть звучание наушников у входа в слуховой канал к тому, который максимально соответствовал бы тому, что мы привыкли слышать в АС. Это лишь первое приближение, разумеется...
romanrex
Member
Автор темы
4395/6327 ответов, #9 в рейтинге
20 лет на iXBT, с мая 2004
35 фото на iXBT.photo
Чаще пишет Р Р† "Цифр.звук" (75%)
Web-страница
Инфо Ответить
r
romanrex MemberАвтор темы
10 лет назад / 08 августа 2015 21:44
sve!
Это неизбежность, хотя и сама голова слушателя тоже искажает результат - "чистые" измерения тут вообще проблематичны...
Это оправдание в сторону использования менее точного плоского стенда?

Но, если, скажем, мы поместим измерительный микрофон у входа в слуховой канал, получим совсем другую АЧХ тех же АС.
Увы, это не работает. При расположении микрофона у входа у нас АЧХ без резких пиков в области 2-6 кГц, а при расположении у места барабанной перепонки получается такой пик, который не слышит никто. В итоге HRTF функции ни о чем. Но их применяют порой лишь за тем, что бы убрать резонанс канала, как например на innerfidelity. В ученом мире пока нет единого мнения, где должен быть микрофон.
Евтихий Онучин
Member
892/1509 ответов
18 лет на iXBT, с декабря 2006
Чаще пишет Р Р† "Цифр.звук" (47%)
Инфо Ответить
Е
Евтихий Онучин Member
10 лет назад / 11 августа 2015 05:50
В обсуждение технических параметров качества наушников вдруг оказались вклинены кривые равной громкости (КРГ), которые никакого отношения к качественным показателям аппаратуры электроакустического звуковоспроизведения не имеют.

Именно потому, что это статистические показатели субъективного восприятия соотношения «веса» различных частот слышимого диапазона (20-20000 Гц) в зависимости от РАВНОАМПЛИТУДНОЙ по звуковому давлению их подачи на слой воздуха около ушной раковины человека.

При электроакустической подаче на уши человека звукового материала с «натуральными» для данного источника звука в его конкретных условиях звуковыми давлениями (которые могут быть от примерно 50-55 дБ до, в экстремуме, 115-120 дБ на месте размещения слушателя) и доля НЧ в восприятии человека будет для него привычной, «натуральной». И кривые равной громкости тут ни причём.

Если же устройство электроакустического звуковоспроизведения подаёт на уши человека звуковой материал с «кривыми», искажёнными спектральными соотношениями (любого рода аппаратура со спектром, искажённым по отношению к «исходному» в месте звукосъёма реальному звучанию (что не относится к музыкальным инструментам, не имеющим реального звучания, а выдающим только электрический сигнал – электронные, «адаптеризованные» музыкальные инструменты и т.п.)), то коррекции выходной АЧХ – область ЭКВАЛИЗАЦИИ и/или электрического демпфирования, возможных как для АС и наушников, и только эквализации и/или электрического демпфирования для наушников, так как применение механо-акустических средств демпфирования для заводских наушников почти невозможно без их разборки и переделки.

Эта тема переехала из ветки «Обсуждение статьи iXBT.com: "Наушники Audio-technica ATH-M50x limited edition"
Обсуждение статьи iXBT.com: "Наушники Audio-technica ATH-M50x limited edition"
в её «преемника» – данную ветку «АЧХ наушников и кривые равной громкости»:
АЧХ наушников и кривые равной громкости

Что представляет собой не что иное как обсуждение всякого рода провозглашения какого-то бессмысленного ОДНОГО «нормального уровня громкости» (72 дБ и т.п.) для слушания воспроизведения ВСЕХ натуральных источников звука (с нормальными максимальными уровнями звукового давления от 50-55 дБ до, в экстремуме, 115-120 дБ на месте размещения слушателя) («72 дБ» - это «нормальная громкость» для естественного звука фортиссимо оркестра с хором и солистами в большом зале (до 115 дБ) и чтения рассказа мягким женским голосом (что может быть около 55 дБ)?).

А потом – и прочее и прочее – «исправление» «кривых» АЧХ наушников инструментом «тонкомпенсация» (давно известного, основанного на экспериментальных «кривых равной громкости» (КРГ), смысл которого – коррекция, при желании слушателя, «доли» НЧ в электроакустическом звуке в зависимости от ОТКЛОНЕНИЯ уровня звукового давления при электроакустическом слушании от уровня звукового давления, естественного для данного источника звука в его конкретных условиях), а именно – тонкомпенсацией НЧ, не являющейся и не могущей являться средством коррекции дефектов спектра устройства электроакустического звуковоспроизведения, а только средством придания, при желании слушателя, привычного для него «веса» НЧ в звуке, слушаемом на электроакустике на уровнях звукового давления, существенно отличающихся от «естественных».

Повторюсь: коррекция дефектов спектра воспроизведения электроакустических устройств – область эквализации, а не тонкомпенсации с её прикладной основой – «кривыми равной громкости» (КРГ), которая не имеет никакого отношения к качественным показателям электроакустических устройств.

Если хотите образно, то, если устройство электроакустического звуковоспроизведения дефектно по спектру, подаёт на уши человека звуковой материал с «кривыми», искажёнными спектральными соотношениями, то заниматься изысканиями «точных формул» тонкомпенсации для него – то же самое, что разрабатывать точные формулы мягкости рессор для телеги с квадратными колёсами. Квадратность колёс исправляется приданием им круглой формы, а не поисками для них мягкости рессор.
romanrex
Member
Автор темы
4396/6328 ответов, #9 в рейтинге
20 лет на iXBT, с мая 2004
35 фото на iXBT.photo
Чаще пишет Р Р† "Цифр.звук" (75%)
Web-страница
Инфо Ответить
r
romanrex MemberАвтор темы
10 лет назад / 11 августа 2015 17:45
Евтихий Онучин
За большим количеством длинных терминов как договора для юриста смысл написанного теряется или не воспринимается. Не уверен, что понял хотя бы 10% от написанного. Прокомментирую то, что возможно понял.

В обсуждение технических параметров качества наушников вдруг оказались вклинены кривые равной громкости (КРГ), которые никакого отношения к качественным показателям аппаратуры электроакустического звуковоспроизведения не имеют.
Правильно понял, что все, что имеет отношение к психоакустике, никак не применимо к корреляции с объективными измерениями?

При электроакустической подаче на уши человека звукового материала с «натуральными» для данного источника звука в его конкретных условиях звуковыми давлениями (которые могут быть от примерно 50-55 дБ до, в экстремуме, 115-120 дБ на месте размещения слушателя) и доля НЧ в восприятии человека будет для него привычной, «натуральной». И кривые равной громкости тут ни причём.
Т.е. делаем запись барабанов и бас-гитары на уровне 100 дБ. Далее слушаем на уровне в 40 дБ и не слышим половину барабанов и изредка бас-гитару в "ровных" наушниках. Или слышим все и в той же тембральной окраске в "басовитых" наушниках на той же громкости в 40 дБ. Для этого тон-компенсация и существует.

– тонкомпенсацией НЧ, не являющейся и не могущей являться средством коррекции дефектов спектра устройства электроакустического звуковоспроизведения, а только средством придания, при желании слушателя, привычного для него «веса» НЧ в звуке, слушаемом на электроакустике на уровнях звукового давления, существенно отличающихся от «естественных».
Для добавить просто баса обычно есть отдельный тембр баса.

Что представляет собой не что иное как обсуждение всякого рода провозглашения какого-то бессмысленного ОДНОГО «нормального уровня громкости» (72 дБ и т.п.) для слушания воспроизведения ВСЕХ натуральных источников звука (с нормальными максимальными уровнями звукового давления от 50-55 дБ до, в экстремуме, 115-120 дБ на месте размещения слушателя) («72 дБ» - это «нормальная громкость» для естественного звука фортиссимо оркестра с хором и солистами в большом зале (до 115 дБ) и чтения рассказа мягким женским голосом (что может быть около 55 дБ)?).
Скажите, вы до этой фразы дочитали?
По разные жанры конечно основной уровень громкости разный, под электронику/попсу это будет 85 дБ, под рок 95.
И что показано после фразы? Или речь идет о чем-то другом?
sanila1982
Member
18/28 ответов
14 лет на iXBT, с октября 2010
9 фото на iXBT.photo
Чаще пишет Р Р† "Цифр.звук" (25%)
Литва, Вильнюс
Инфо Ответить
s
sanila1982 Member
10 лет назад / 11 августа 2015 19:52
Евтихий Онучин:
В обсуждение технических.....
Такую бредятину трудно понять здоровому человеку. Вполне согласен с автором топика.
Ваш ответ:

Список кодов форума
Список всех смайликов закрепить окно ответа
Нет значка Нет значка Р’РѕС‚ тут! Лампочка Восклицание Р’РѕРїСЂРѕСЃ Класс! Улыбка Злость Огорчение РџРѕРіРѕРІРѕСЂРёРј? Краснею Подмигивание Ругаю РћРґРѕР±СЂСЏСЋBIUdelSxsupxsuboffsp spoilerqurlimgvideo• list1. list1 codeprecenter-hr-rusQWE→ЙЦУ
файлыочистить
Ваше имя: Авторизуйтесь Предпросмотр В полную форму
вставить выделенную цитату в окно ответа
Если Вы считаете это сообщение ценным для дискуссии (не обязательно с ним соглашаться), Вы можете поблагодарить его автора, а также перечислить ему на счет некоторую сумму со своего баланса (при отзыве благодарности перечисленная сумма не будет вам возвращена).
Также вы можете оценить сообщение как неудачное.
В течение суток можно 20 раз оценить сообщения разных участников (купите Premium-аккаунт, либо оплачивайте оценки сверх лимита).
Если Вы считаете это сообщение ценным для дискуссии (не обязательно с ним соглашаться), Вы можете поблагодарить его автора, а также перечислить ему на счет некоторую сумму со своего баланса (при отзыве благодарности перечисленная сумма не будет вам возвращена).
Также вы можете оценить сообщение как неудачное.
В течение суток можно 20 раз оценить сообщения разных участников (купите Premium-аккаунт, либо оплачивайте оценки сверх лимита).
Страницы:Кликните, чтобы указать произвольную страницу12далее
Последние обсуждения в Конференции
18:00Ремонт LED лампы под цоколь E27 Р В Р’В­Р В Р’В». устройства
18:00Правильный разгон и настройка памяти DDR4 на платформе Intel (авторская). Память
18:00PC и консоли, и вновь продолжается бой Игры
18:00Mikrotik RouterOS. Применение, настройки, возможности. Обмен опытом. Сети
17:59Кто-то хочет в СССР? История
17:57Будет ли война России с Украиной? Политика
17:56Выбор матраса Ремонт
17:56iXBT.photo: в 2025-м ресурс скорее всего будет закрыт. Судьба опубликованных на нём снимков пока неясна, но просим заблаговременно сохранить все свои фотографии. iXBT.com
17:55Простые вещи, о которых мы ничего не знаем Общий
17:54Выбор фена Бытовая техника
17:54MHDD и Victoria: тестируем диски/вопросы по использованию Накопители
17:53Дюна / Dune (2021) и Дюна 2 / Dune: Part Two (2024) РљРёРЅРѕ
17:52Выбор бюджетного "цифрового" (китайского) усилителя Стерео
17:50Построение домашнего кинотеатра на базе проектора. Технические решения. Дизайн. ДК TV
17:47Активация Windows XP в 2024 году (И далее). Или как переставить WINDOWS, не потеряв активацию? OР В Р Р‹ Р С‘ СЃРёСЃС‚. Р СџР С›
17:45Проводной интернет от Билайн (Beeline) Рынок
17:45Обсуждение NAS c AliExpress для дома и малого офиса Р СњР С’Р РЋ
17:44Качественные диджейские миксы разнообразных жанров Культура
17:44Не совсем старые (до 2016 года) компьютеры и комплектующие: обсуждение работы, использования и прочее Тех. поддержка
17:41M1 - MacBook Air, MacBook Pro, Mini, iMac MacLife
Последние темы без ответов
сегодняПроверка диска и восстановление Накопители
сегодняБлок управления опто сканнером OPTOS РЎРёСЃС‚. платы
сегодняКак вы боретесь с 'выгоранием' в программировании и что помогает вам поддерживать мотивацию? Программирование
вчераВыбор воздуходувки под аккумулятор макита Бытовая техника
вчераОбсуждение Terramaster F8 SSD Plus Р СњР С’Р РЋ
3 дняBattlefield 2042 drweb Игры
3 дняНе могу прошить UUID на материнской плате ASRock H55M-LE ни с помощью amidedos ни ее версии под Windows - осталось только слить дамп биоса, редактировать в HEX-редакторе и шить обратно? Тех. поддержка
15:42США хотят разместить у себя производство чипов, но процесс постройки фабрики там занимает вдвое больше времени, чем на Тайване
21:48вчераВ России заканчивается электричество? Топ-менеджер «Яндекс» пожаловался на недостаток энергии для новых ИИ-ЦОД
14:01вчераГлавная «звонилка» Android: «Телефон» Google теперь может убирать спам и неизвестные звонки из журнала вызовов
13:43вчераНа АЭС «Аккую» запустили первую резервную дизельную электростанцию
13:35вчераВ Wildberries появился сервис «Бренды» — для развития и защиты торговых марок правообладателями
2 дня назадKioxia и SanDisk представили сверхбыструю 218-слойную память и анонсировали 332-слойную технологию
2 дня назад«Яндекс» выпустит новое «более эффективное» поколение роботов-курьеров
2 дня назадВыручка Яндекса за год впервые превысила 1 трлн рублей
2 дня назадНа всех турникетах московского метро можно будет «заплатить лицом» до конца года
2 дня назадВ «Яндекс Трекере» появилось управление задачами и целями
20+ лет назад в этот день обсуждали
2001Напомните, плиз, как в 98-х(+) OР В Р Р‹ Р С‘ СЃРёСЃС‚. Р СџР С›
2002Что нового готовит нам SVEN? Цифр.Р·РІСѓРє
2002Форум по мониторам 19 Samsung 959NF и 19" LG Flatron 915FT Plus Мониторы
2002Где найти имидж? Оптич. носители
2002Какая прошивка лучше для Acorp 56EMSF ? Дом.интернет
2002Странное поведение surround mixer (Sb Live) в w2000pro. Тех. поддержка
2004Москвичи, что за объект виден на ночном небе? Общий
2005Внешняя память Фото
2005С++ консоль. Функции Программирование
2005Lingvo10: HP iPAQ hx2110 vs hx2410: 312 Мгц хватит или нет? Планшеты
Отключите эту колонку в личном кабинете.