Р В Р’ВВВВВнфо
ОтветРСвЂВВВВть
В продолжении темы кривых равной громкости из Обсуждение статьи iXBT.com: "Наушники Audio-technica ATH-M50x limited edition"
Многие знают, что восприятие количества низких частот зависит от громкости и притом существенно, согласно кривым равной громкости.
В усилителях/предусилителях часто встречается режим Loudness, поднимающих низкочастотный диапазон, благодаря которому на тихой громкости низкочастотный регистр достаточно хорошо слышен.
На примере предусилителя Technics это выглядит так:

Последняя модель кривых равной громкости, вошедшая в международный стандарт ISO 226-2009 выглядит так:

По сути сама по себе кривизна линий мало интересна, т.к. является своеобразным эквалайзером наших ушей и для воспроизведения записей с естественным уровнем громкости будет восприниматься ровно с акустической системы с ровной АЧХ.
А вот при изменении уровня громкости тональный баланс будет меняться, т.к. АЧХ в абсолютных величинах останется такой же ровной.
Если за нормальную громкость выбрать 72 дБ (живое исполнение нескольких инструментов (по 60 дБ) + вокал без электронных усилителей, то суммарно должно получится 70-75 дБ в соответствующей субъективному восприятию «немного громко»), разница между кривыми относительно 72 дБ SPL будет выглядеть так :

Как это применить к наушникам?
Берем АЧХ M50x

У M50x есть подъем в области низких частот, но если их слушать на 12~24 дБ тише, то АЧХ будет "ровной". Т.е. M50x будут ровными наушникам для прослушивания музыки на уровнях 48~60 дБ SPL. Или жутко долбежные басом на громкостях выше 80-90 дБ SPL.
При подключении к слабомощным усилителям большой громкости из M50x не вытянуть, но за счет того, что на малой громкости наушники как раз ровные - они являются хорошим выбором и "хорошо играют от всего", где основной массой «от всего» являются смартфоны, планшеты или ультрабюджетные плееры.
Теперь берем не басовитые "ровные" наушники AKG K701.

А вот тут наушники являются ровными лишь на уровнях +6~+18 дБ относительно 72 дБ. Т.е. K701 оптимально слушать на громкости от 85 до 90 дБ SPL. Соответственно и усилитель нужен погромче, и "качают" они только на большой громкости. Оптимальный вариант для севшего от возраста слуха (сарказм, но с долей правды).
По разные жанры конечно основной уровень громкости разный, под электронику/попсу это будет 85 дБ, под рок 95.

Но разница в относительных отклонениях непринципиальна для выбора опорной «естественной» громкости.
В базе измерений Reference Audio Analyzer http://reference-audio-analyzer.pro/report/hp.php соответствующий график добавлен в отчеты наушников.
Предлагаю обсудить, какие числовые табличные данные были бы актуальны. Пока такие мысли:
1. Неравномерность АЧХ в диапазоне 40 Гц - 2кГц под кривые
2. Поиск кривой с наименьшей неравномерностью, определение отклонения от 72 дБ SPL и мощностные параметры усилителя под это давление.
Многие знают, что восприятие количества низких частот зависит от громкости и притом существенно, согласно кривым равной громкости.
В усилителях/предусилителях часто встречается режим Loudness, поднимающих низкочастотный диапазон, благодаря которому на тихой громкости низкочастотный регистр достаточно хорошо слышен.
На примере предусилителя Technics это выглядит так:

Последняя модель кривых равной громкости, вошедшая в международный стандарт ISO 226-2009 выглядит так:

По сути сама по себе кривизна линий мало интересна, т.к. является своеобразным эквалайзером наших ушей и для воспроизведения записей с естественным уровнем громкости будет восприниматься ровно с акустической системы с ровной АЧХ.
А вот при изменении уровня громкости тональный баланс будет меняться, т.к. АЧХ в абсолютных величинах останется такой же ровной.
Если за нормальную громкость выбрать 72 дБ (живое исполнение нескольких инструментов (по 60 дБ) + вокал без электронных усилителей, то суммарно должно получится 70-75 дБ в соответствующей субъективному восприятию «немного громко»), разница между кривыми относительно 72 дБ SPL будет выглядеть так :

Как это применить к наушникам?
Берем АЧХ M50x

У M50x есть подъем в области низких частот, но если их слушать на 12~24 дБ тише, то АЧХ будет "ровной". Т.е. M50x будут ровными наушникам для прослушивания музыки на уровнях 48~60 дБ SPL. Или жутко долбежные басом на громкостях выше 80-90 дБ SPL.
При подключении к слабомощным усилителям большой громкости из M50x не вытянуть, но за счет того, что на малой громкости наушники как раз ровные - они являются хорошим выбором и "хорошо играют от всего", где основной массой «от всего» являются смартфоны, планшеты или ультрабюджетные плееры.
Теперь берем не басовитые "ровные" наушники AKG K701.

А вот тут наушники являются ровными лишь на уровнях +6~+18 дБ относительно 72 дБ. Т.е. K701 оптимально слушать на громкости от 85 до 90 дБ SPL. Соответственно и усилитель нужен погромче, и "качают" они только на большой громкости. Оптимальный вариант для севшего от возраста слуха (сарказм, но с долей правды).
По разные жанры конечно основной уровень громкости разный, под электронику/попсу это будет 85 дБ, под рок 95.

Но разница в относительных отклонениях непринципиальна для выбора опорной «естественной» громкости.
В базе измерений Reference Audio Analyzer http://reference-audio-analyzer.pro/report/hp.php соответствующий график добавлен в отчеты наушников.
Предлагаю обсудить, какие числовые табличные данные были бы актуальны. Пока такие мысли:
1. Неравномерность АЧХ в диапазоне 40 Гц - 2кГц под кривые
2. Поиск кривой с наименьшей неравномерностью, определение отклонения от 72 дБ SPL и мощностные параметры усилителя под это давление.