Часть первая.
Звук у карты требует детального сравнения, т.к. способен соперничать с дорогими устройствами и имеет свой характер. Ниже общие впечатления, а далее будет более конкретные сравнения.
Карта поставляется в коробке средних размеров. Внутри помимо карты есть инструкция по установке и светодиодная лента. При использовании светодиодной ленты необходимо подключать дополнительное питание. В целом, когда включается подсветка, то неприятия это не вызывает, а наоборот это прикольно. Моему корпусу уже больше 10 лет и возникает мысль, а не пора ли его обновить на геймерский с прозрачной крышкой, тем более, что уже есть аналогичная подсветка от видеокарты…
http://reference-audio-analyzer.pro/img/ae5/5.jpgДрайвер необходимо скачивать с сайта, времена с установочными дисками ушли в историю.
Карта использует не самый пафосный ЦАП в виде ES9016 K2M. От более старших моделей без индекса K2M он отличается менее ресурсоемким ЦФ (2X вместо 8X на блоки HyperStream и Dynamic Matching) и фиксированными настройками алгоритма ЦФ. На фоне повальной моды в сторону фильтров типа Slow и эмуляции NOS возникает предположение, что или современным комплектующим в обвязке уже фиолетово на фильтрацию ВЧ компонент, или больший вклад в качество вносят уже сами модуляторы. Во многих случаях разница в звучании от разных типов фильтров исчезающее мала. На измерениях разница преимущественно проявляется лишь в тесте интермодуляционных искажений в области ВЧ, где начинается спад АЧХ.
http://reference-audio-analyzer.pro/img/ae5/3.jpgK2M более экономичен в энергопотреблении и рекомендуется в первую очередь для портативных устройств, где сложно сделать огромную обвязку и надо экономить энергию. В продуктах на таких ЦАП обычно встречается меньше убитого качества, т.к. банально сложнее напортачить. Примеров с откровенно слабым звуком в портативе на «полноценных» ESS 9018 и AK4490 мне попадалось не мало на фоне отличного звучания на морально устаревшем и простом без внешнего I/V преобразования CS4398. Хорошие реализации на ES9018 я могу пересчитать по пальцам: M-DAC, Lynx D48 и более-менее OPPO HA-1. Остальные как правило на уровне хороших реализаций старичка CS4398.
Т.е. в отдельном внешнем ЦАП с габаритами, сопоставимых с сам компьютер, логичнее видеть старшие версии микросхем ЦАП у которых потенциал должен быть выше. В относительно недорогих устройствах старшие микросхемы могут не раскрыть своих возможностей в силу невозможности сделать подходящую обвязку и будут звучать хуже «мобильных». Старшие ESS 9018 среди инженеров считаются сложными в приготовлении из-за ограниченной документации и прочих технических особенностей.
Серия K2M по своим техническим характеристикам выглядит лучше или аналогично на фоне CS4398, PCM1798, AK4396.
http://reference-audio-analyzer.pro/img/ae5/1.jpgНесмотря на скромные размеры платы, реализован дискретный выхлоп. Ранее такое можно было встретить только в Onkyo SE-300. Вот такие отныне игровые карты – дискретный выхлоп и цветомузыка у Creative и нестандартное программирование ЦФ ESS9016 у ASUS в DLX. Такой подход больше подходит для аудиофильских карт, особенно на фоне геймерских наушников, где упор в первую очередь на внешний вид и во вторую на звук.
http://reference-audio-analyzer.pro/img/ae5/2.jpgПанель управления у карты больше напоминает управление видеокартой, нежели панели профессиональных звуковых карт. Понравилось, что сделали масштабирование под любой размер экрана, например панель от X7 у меня не помещалась в экране планшета. Сразу понятно, как включить Direct режимы для наушников и линейного выхода. Остались фирменные настройки для многоканального звука в виде индивидуальных задержек для каждого канала, правда после установки X-Fi не уверен, что драйвер от X-Fi их не перезатер. Или они отображались в Win 10 и не вызываются в Win 7, это надо отдельно проверить.
При выборе виртуальных наушников под игры поток можно направить как через усилитель для наушников, так и через линейный выход. Очень полезная опция.
Мне не хватило в панели отдельного регулятора громкости и пикметров. У меня обычно много подключенных звуковых карт, внутренних и внешних и производить регулировку через ОС менее удобно.
В сравнении с линейной Z не реализована фишка с выносным микрофоном, работающем как линейный массив с возможностью регулировки фокуса.
Для оценки звучания были задействованы по возможности наиболее капризные наушники:
•
AKG K340 (гибриды электрет+динамик)•
Амфитон ТДС-7 •
Амфитон ТДС-15•
Амфитон ТДС-16•
Denon ATH-D5000•
Kenwood KH-K1000•
PSB M4U•
Audio-Technika ATH-M50•
Fostex T-50RP с амбушюрами от Audeze•
Fischer Audio FA002 Wood•
Koss ESP 950 (электростаты)Основные особенности звука AE-5 можно охарактеризовать как:
1. Широкая сцена
2. Быстрая атака
3. Четкая артикуляция баса
За счет двух последних пунктов на любой выставленной громкости звук бодрый и хлесткий. Детализация на очень высоком уровне, не уступит очень дорогим устройствам. И эта подчеркнутая детализация не является ворохом сибилятивных искажений.
Первое впечатление от звука примерно такое же, как от первого прослушивания таких усилителей, как Musatoff HA-04 и Beta22. Не в плане, хуже или лучше, а в манере подачи, хлесткости атаки и прозрачной широкой сцены. AE-5 своим характером звука напоминает немного плеер HiFiMan HM901 с балансным усилителем и комбайн Aune X1s (который к слову на K2M).
Большинство продуктов на K2M отличаются детально-резким звуком, за редким исключением, где или фильтр ЦФ Slow, дающий дополнительную мягкость? или где просто сделано как тяп-ляп и характер ЦАП попросту безлико замазан или перебивается искажениями слабого усилителя.
Если ставить вопрос как, чего же не хватает AE-5 до Hi-End в виде (условный пример связки за как минимум $4000) Lynx D48+ Beta22, то AE-5 более экспрессивна, великолепно играет хлесткую музыку, но не так спокойно медленный джаз, чилаут и т.п.. AE-5 воспринимается громче, чем она играет на самом деле. Как лишняя резкость макрообъектива при портретной съемке. И такая подача музыки, это наверно то, как на самом деле должен работать Cristalyzer по его исходной задумке.
http://reference-audio-analyzer.pro/img/ae5/4.jpgМощность усилителя сопоставима с «топами» в виде STX и DLX, недостатка громкости нет.
Ощущения недостаточности усилителя нет (включая низкоомные с низкой чувствительностью), сибилянтов в сравнении с STX нет или они на гораздо меньшем уровне. STX в целом сложнее слушать после AE-5 – у STX более смазанный звук с сибилятивными искажениями и сложнее дать рекомендацию, на каком материале STX будет играть более выигрышно. Если постараться и подобрать определенные ОУ, может что-то и получится вытащить, но мне кажется, что усилитель в STX слабое звено. Возможно, кому-то на фоне более высокой детальности AE-5 с большей артикуляцией с быстрым басом не хватит ощущения "мяса", где бас должен безоговорочно доминировать над средними и высокими. Это как при сравнении открытых и закрытых моделей наушников делается выбор в сторону закрытых моделей с более кучным звуком, где открытые модели пусть и более детально и более чисто звучат, да при широкой сцене потерялся драйв от баса. Вот наверно все, что можно предположительно сказать в защиту STX.
С DLX проще – при уступающей детальности и объемности сцены, DLX хорошо справляется со спокойной relax музыкой (за что собственно мне она и понравилась на фоне других внутренних карт).
В целом, звук у AE-5 наиболее удачный среди внутренних звуковых карт для подавляющего большинства пользователей.
Далее будут более детальные сравнения с:
•Asus One MK2 и One Muses
•STX
•M-DAC + Musatoff HA-4
•iBasso D14
•базовый X-Fi, Soar и Zx сравнивать смысла не вижу, это избиение младенцев...
Касаемо игр в планах только TES Oblivion и Skyrim. Времени на большее просто нет. Для игр будет сравниваться звук от STX, Strix, X-Fi, Razer и если получится запустить Z вместе с AE-5.