Часто задаваемые вопросы (FAQ) (17.04.2021):

Словарь:
VR = ВР = Виртуальная Реальность.
Маяки = Lighthouse = Базовые станции = БС = Трекинг шлема и махалок с помощью 2х (в некот. случаях 1-4 и больше) излучающих сканирующий лазер БС, размещаемых на противоположных углах комнаты.
Трекинг = Tracking = Отслеживание положения в пространстве шлема и махалок с помощью маяков (Вайв и др. Lighthouse шлемы) или камер (Рифт и др.).
Румскейл = Room scale = Большая комната = Игровой VR опыт с возможностью передвижения в реальной комнате.
FOV = Field Of View = ФОВ = Поле Зрения. Суммарный максим. FOV двумя глазами = 180°.
SDE = Screen Door Effect = СДЕ = Сетка = Видимые границы между пикселями (пиксельная решетка).
IPD = Inter-Pupillary Distance = ИПД = Расстояние между центрами зрачков 2х глаз.
PPD = Pixels Per Degree = ППД = Кол-во пикселей на 1 видимый в шлеме градус.
PPI = Pixels Per Inch = ППИ = Кол-во пикселей на 1 дюйм экрана.
DOF = Degrees Of Freedom = Cтепени Cвободы = ДОФ = Отслеживания движения шлема/махалки в пространстве по 3 или 6 степеням свободы.
3 DOF = верчение вокруг каждой из 3х осей (x, y, z) = при малейшем смещение головы (не кручении) в любом направление - весь ВР мир будет смещаться вместе с головой, как прибитый гвоздями к голове, что ведет к укачке.
6 DOF = 3 DOF + движения вперёд/назад, вверх/вниз, влево/вправо = голова будет смещаться внутри ВР мира независимо от него, что усиливает погружение и не вызывает укачку. Все основные ПК-шлемы (см. список ниже) = 6 DOF.

Махалки = Контроллеры = Controllers = Беспроводные контролеры для шлемов виртуальной реальности, предназначенные обычно для имитации ваших рук, оружия (и т.п.) и выполнения различных игровых действий в VR.
Палки = Vive Controllers = Махалки Вайв1/Про/Космос(в варианте с накладкой под Lighthouse).
Кастеты = Valve Index Controllers = Махалки Вальв Индекс с отслеживанием каждого пальца отдельно.
Тач = Touch = Контроллеры (махалки) для Oculus Rift.
Сенсор Рифт = Камера = Инфракрасные камеры Rift и аналогичные для других шлемов, для трекинга шлема и контроллеров.
cc = супер семплинг = supersampling = улучшение четкости путем повышения "разрешения на каждый глаз" в настройках SteаmVR -> видео.
Свитспот = Sweetspot = Сладкое пятно = Область максимальной видимой четкости в шлеме.
Искажения Геометрии = Distortion = Различные искривления прямых линий в статике или при кручении головы, видимые в шлеме.
Френель = Fresnel = Полу-плоские линзы с видимыми концентрическими кольцами.
Годрейс = God Rays = "Лучи Бога" = видимые ореолы (засветы), вызванные обычно кольцами Френеля.
Мура = Mura = Неоднородность цвета, "грязь" в картинке. https://arvrxr.ru/blog/kakinaki/ponimanie-raznicy-me…t-mura-i-aliasing
Ямковый (фовеальный) Рендеринг = Foveated Rendering = Рендеринг картинки с высокой четкостью по центру и с пониженной четкостью на периферии, для экономии ресурсов видео-карты. В перспективе - с отслеживанием движения зрачков, пока на стадии экспериментов.
ПП = PP = Parallel Projection = Параллельная Проекция = Вывод программно откорректированной картинки с повышенным разрешением и с учетом искажений шлемов типа Pimax 5/8К с 2 экранами, расположенными косо, под углом друг к другу.
Репроекция = Reprojection (Interleaved=Classic в SteamVR, Asynchronous, Spacewarp, Brainwarp и др. виды Репроекции) = Программная дорисовка промежуточных кадров по разным алгоритмам для повышения плавности картинки в динамике на слабых ПК.
Рога = Vive Wireless Adapter = Беспроводной адаптер для шлемов Вайв.
OpenVR = Созданный по инициативе Valve API и SDK, предоставляет унифицированную возможность разработчикам игр и приложений делать разработки под VR.
SteamVR = программный инструмент от Valve позволяющий работать с шлемами виртуальной реальности совместимыми с OpenVR. Так же по сути используется как название платформы виртуальной реальности в отношении приложений опубликованных в Steam (Valve) для шлемов поддерживающих OpenVR.
Oculus Platform SDK = Oculus SDK = API и SDK для разработки игр и приложений для шлемов Oculus.

ВД = VD = Virtual Desktop = прога для показа рабочего стола ПК в шлеме, игры в ПК ВР игры в Окулус Квест 1/2 через Wi-Fi роутер, просмотра 3Д/180/360гр. ВР видео/фото и др. Есть в 2х версиях: для ПК и для Окулус Квест+ПК Стример https://www.vrdesktop.net/ .
АЛ = AL =Air Link = встроенный в софт Окулус примерный аналог Virtual Desktop.

Основные SteamVR Lighthouse-совместимые ПК-шлемы:
Вайв = Vive1 = Vive OG = 1я версия ПК-шлема Valve (США), производства HTC (Тайвань).
Вайв Про = Vive Pro = 2я версия ПК-шлема Valve, производства HTC.
Вайв Про Ай = Vive Pro Eye = вариант с отслеживанием движений глаз.
Вальв Индекс = Valve Index = 3я версия ПК-шлема Valve, производимый Valve (уже без HTC).
Вайв Космос Элит = Vive Cosmos Elite = ПК-шлем разработанный и производимый HTC (уже без Valve).
Пимакс 5/8К = Pimax = Паймакс = ПК-шлем разработанный и производимый Pimax (Китай).
Хтал = XTAL = ПК-шлем разработанный и производимый VRgineers (Чехия).
Стар ВР = Star VR = ПК-шлем разработанный Star VR и производимый Acer (Тайвань).
Варио = Varjo = ПК-шлем разработанный и производимый Varjo (Финляндия).

Основные не совместимые с Lighthouse, но совместимые со SteamVR ПК-шлемы:
Окулус ДК1/2 = DK1/2 = 1/2я версия ПК-шлемов Oculus Rift для разработчиков.
Окулус Рифт = Oculus Rift = Rift CV1 = 1я потребительская версия ПК-шлемов Oculus/Facebook (США).
Окулус РифтС = Oculus Rift S = 2я потребительская версия ПК-шлемов Oculus, пр-ва Lenovo (Китай).
Окулус Квест 1/2 = Oculus Quest 1/2 = К1/К2 = мобильный шлем, кот. можно использовать и как ПК-шлем. Но за счет сжатия-разжатия видео через юсб кабель - картинка у Квест хуже ПК шлемов. Если же по беспроводу с ПК - ещё и сильная задержка добавляется.
Вайв Космос = Vive Cosmos = ПК-шлем разработанный и производимый HTC (уже без Valve).
ВМР = WMR = Windows Mixed Reality = ПК-шлемы, совместимые с платформой Microsoft WMR.
Одиссей+ = Odyssey+ = самый популярный WMR шлем, пр-ва Samsung (Корея).
HP Реверб = HP Revrb 1 = WMR шлем разработанный и пр-й HP.
HP Revrb G2 = WMR шлем разработанный совместно НР, Microsoft и Valve, пр-ва HP.

Основные мобильные = автономные = не-ПК шлемы:
Vive Focus = Вайв Фокус = 6DOF шлем с 2 махалками, разработанный и производимый HTC.
Oculus Go = Окулус Гоу = 3DOF шлем с 1 махалкой, разработанный и производимый Oculus.
Samsung GearVR = Самсунг ГирВР = 3DOF шлем без махалок, требует вставленного смартфона Samsung, разработанный Oculus и производимый Samsung. Снят с пр-ва.
Google Cardboard = Гугл Кардборд = самый простой 3DOF шлем без махалок, требует вставленного смартфона, разработан Google, производимый множеством производителей.
Google Daydream = 3DOF шлем с 1 махалкой, требует вставленного смартфона, разработанный и производимый Google.
Nintendo Labo = Нинтендо Лабо = 3DOF шлем с 1 махалкой, требует вставленной Nintendo Switch, разработанный и производимый Nintendo.

Ради каких ВР игр стоит покупать шлем?
Топ продаж Стим: https://store.steampowered.com/search/?vrsupport=401…=globaltopsellers
Топ продаж Окулус: https://www.oculus.com/experiences/rift/section/1736210353282450/
Лучшие ВР игры на мой личный вкус:
2016-2017 г. выпуска Шлем VR (Виртуальной Реальности) HTC Vive и игры для него., #2872
2018 Шлем VR (Виртуальной Реальности) HTC Vive и другие шлемы, совместимые с платформой Valve/SteamVR Lighthouse (Pimax 5/8K, XTAL, StarVR и др.), и игры для них. (часть 2), #5288
2019 Шлем VR (Виртуальной Реальности) HTC Vive и другие шлемы, совместимые с платформой Valve/SteamVR Lighthouse (Pimax 5/8K, XTAL, StarVR и др.), и игры для них. (часть 2), #8984
2020 https://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=25:24131:13703#13703

Какие есть ВР игры ААА качества от 10 час каждая?
Half Life Alyx
Asgard's Wrath
Medal of Honor: Above and Beyond
Lone Echo
Mage's Tale
Walking Dead: Saints & Sinners
Defector
Rogan
Groundhog Day
Robo Recall
Arktika.1
Wilson's Heart
Rick And Morty
Exorcist Legion
Arizona Sunshine + DLC
Moss

ВР порты:
Fallout 4
Skyrim
Serious Sam 1-3
Talos Principle
Trover Saves the Universe
No Man's Sky
GTA 5 (LukeRoss mod)
Doom 3 BFG (KozGit mod)
L.A. Noire
Obduction
Vanishing Of Ethan Carter

Это только те, что понравились лично мне. + множество игр ААА качества от 3-5 час каждая и ААА авто/авиа/космо-симов и др.

Можно ли играть в обычные игры в шлеме?
Можно играть в режиме кинотеатра средствами самого Стим, или в таких программах как Virtual Desktop/Bigscreen. Так же можно играть в стерео режиме или в режиме "псевдо"-VR, используя специальные приложения:
VorpX - играть в обычные не-ВР игры в шлеме в режиме "псевдо"-ВР : http://www.vorpx.com/supported-games/
HelixVision - Nvidia 3D Vision от энтузиастов Helix для ПК-шлемов - https://store.steampowered.com/app/1127310/HelixVision/
Depth3D + Reshade + Virtual Desktop/Bigscreen - ещё способ играть в обычные не-ВР игры в Вайве в стерео 3Д в режиме кинотеатр SBS: http://reshade.me/forum/shader-presentation/2128-3d-…ereoscopic-shader

Бесплатные VR-моды обычных (плоских) игр, сделанные энтузиастами:
Лучшие, на мой вкус:
Doom 3 BFG https://github.com/KozGit/DOOM-3-BFG-VR/releases
GTA 5 https://github.com/LukeRoss00/gta5-real-mod/releases

Остальные:
Alien Isolation https://github.com/Nibre/MotherVR/releases
Dear Esther: Landmark Edition https://github.com/Eusth/VRGIN
Doom 1, Brutal Doom, Doom 2, Heretic, Hexen https://github.com/hh79/gz3doom/releases/
Duke Nukem 3D Шлем VR (Виртуальной Реальности) HTC Vive и другие шлемы, совместимые с платформой Valve/SteamVR Lighthouse (Pimax 5/8K, XTAL, StarVR и др.), и игры для них. (часть 2), #5861
Dying Light https://np.reddit.com/r/oculus/comments/6hz9qk/nativ…covered_in_dying/
Elder Scrolls 2: Daggerfall https://old.reddit.com/r/skyrimvr/comments/ddnjgz/ho…l_main_quest_mod/
Elder Scrolls 3: Morrowind https://old.reddit.com/r/OpenMW/comments/jzhs92/open…tion_for_testing/
GTFO https://github.com/DSprtn/GTFO_VR_Plugin
Firewatch https://github.com/Eusth/FirewatchVR
HL1 https://github.com/rorincloud/Half-Life-VR/releases
HL2 Шлем VR (Виртуальной Реальности) HTC Vive и другие шлемы, совместимые с платформой Valve/SteamVR Lighthouse (Pimax 5/8K, XTAL, StarVR и др.), и игры для них. (часть 2), #9421
Jedi Academy https://github.com/xLAva/JediAcademyLinux/releases
Jedi Outcast https://github.com/xLAva/JediOutcastLinux/releases
Kerbal Space Program https://github.com/Vivero/Kerbal-VR/releases
Minecraft http://www.vivecraft.org/
Outer Wilds https://github.com/Raicuparta/nomai-vr
Penumbra https://github.com/newyork167/penumbra_vr/releases/t…ffe2e650abce1e795
Quake 1 https://github.com/Fishbiter/Quakespasm-OpenVR/releases
Quake 2 https://github.com/q2vr/quake2vr/releases
Return to Castle Wolfenstein https://github.com/FunJumpr/CastleWolfensteinVR
Richard Burns Rally http://www.kegetys.fi/category/gaming/rbrmods/
Soma https://steamcommunity.com/app/282140/discussions/0/…8668751265469121/
Subnautica: Below Zero https://www.notion.so/Subnautica-Below-Zero-VR-Mod-a…39c2f25bfd515a140
Valheim https://www.nexusmods.com/valheim/mods/847
https://github.com/brandonmousseau/vhvr-mod
Wolfenstein 1 http://www.doomlegends.com/deimwolf/
Yooka Laylee https://github.com/Eusth/VookaRaylee/releases

Какой ВР шлем купить?
Идеального шлема нет. Везде свои + и -. Примерно можно сказать, что чем дороже - тем лучше, но есть исключения. Читайте эту тему, чтобы быть в курсе какие шлемы на текущий момент больше всего хвалят и какие ругают участники темы. Смотрите также тут голосовалку "Какой у вас ВР шлем?", по ней можно получить некоторое представление о популярности разных шлемов у нас. Из выпускаемых сейчас, рекомендуемых:
Oculus Quest2 300$
Valve Index 1000$
HTC Vive Pro 1000$

Цены в США, у нас раза в 1,5 дороже из-за пошлины, доставки, накруток и пр.

Можно купить снятые с производства ПК-шлемы, б/у:
Самые дешевые - WMR: Acer, Asus, Lenovo, Dell, HP (не Reverb2).
Получше - Samsung Odyssey 1/+, Вайв1, Окулус Рифт1/S.

Если денег нет на апгрейд ПК хотя бы до мин. требований (см. ниже), то автономный Окулус Квест1/2. Со временем докупите ПК и сможете и в ПК ВР игры тогда играть в Квесте, а не только в простые по графону игры Квеста.
Всё что ещё дешевле - мазохизм по нынешним временам, только всё впечатление от ВР испортите.

Основные тех. хар-ки разных ВР шлемов:
Шлем - разрешение/глаз - ppd - FOV(гориз.) - Гц - O(OLED)/L(LCD) - Трекинг С(Камеры кол-во)/L (Lighthouse) - 3DOF(если не указано, значит 6DOF) - механическая рег-ка IPD (если не указано, значит только программная):

SwitchLabo 640x720 - 5 - 80 - ? - ? - ? - 3DOF
PSVR - 960x1080 - 9 - 90 - 60/120 - O - C2
HTC Vive - 1080x1200 - 12 - 106 - 90 - O - L - мех. IPD
Oculus Rift - 1080x1200 - 12 - 80 - 90 - O - C1-3 - мех. IPD
Oculus Go (=Pico G2 4K=Lenovo Mirage S3) - 1280x1440 - 14 - 90 - 72 - L - C2 - 3DOF
Oculus Rift S - 1280x1440 - 14 - 85 - 80 - L - C5
WMR (1я серия) - 1440x1440 - 14 - 85 - 90 - L - C2-4
Samsung Odyssey - 1440х1600 - 15 - 85 - 90 - O - C2 - мех. IPD
Oculus Quest - 1440x1600 - 15 - 85 - 72 - O - C4 - мех. IPD
HTC Vive Focus+ - 1440x1600 - 15 - 85 - 75 - O - C2
HTC Vive Pro - 1440х1600 - 15 - 105 - 90 - O - L - мех. IPD
Valve Index - 1440х1600 - 15 - 105 - 140 - L - L - - мех. IPD
HTC Vive Cosmos - 1440x1700 - 15 - 105 - 90 - L - C6 - мех. IPD
HTC Vive Cosmos Elite - 1440x1700 - 15 - 105 - 90 - L - L - мех. IPD
StarVR - 1830x1464 - 12 - 170 - 90 - O - L
Oculus Quest2 - 1834х1920 - 20 - 85 - 120 - L - C4 - мех. IPD
XTAL - 2560х1440 - 15 - 150 - 70 - O - L - мех. IPD
XTAL 8K - 3840x2160 - 20 - 150 - L - L - мех. IPD
Pico Neo2 - 2160x2160 - 25 - 85 - 75 - L - C4
Pico Neo3 - 1832x1920 - 20 - 85 - 90 - L - C4
HP Reverb - 2160x2160 - 25 - 90 - 90 - L - C2
HP Reverb G2 - 2160x2160 - 25 - 90 - 90 - L - C4 - мех. IPD
Varjo XR3 - гибрид - 70(центр)/30(периферия)- 90 - 90 - O - L - мех. IPD
Pimax Artisan - 1700x1440 - 15 - 130 - 120 - L - L - мех. IPD
Pimax 5K+ - 2560х1440 - 15 - 155 - 144 (только на Normal FOV и менее) - L - L - мех. IPD
Pimax 5K+ Super = Pimax 5K+ с задранными Гц и улучшенным креплением
Pimax 5KXR - 2560х1440 - 13 - 155 - 82 - O - L - мех. IPD
Pimax 8K+ - 3840x2160 - 20 - 155 - 90 - L - L - мех. IPD - (на вход принимает максимум 2560х1440, кот. апскейлит до 3840x2160)
Pimax 8K = Pimax 8K+, но ppd меньше из-за расположения пикселей "шахматкой"
Pimax 8KX - 3840x2160 - 20 - 155 - 90 - L - L - мех. IPD.

Какой ПК подойдет для ВР шлема и игр?
Начиная с:
Intel i3-6100 или AMD Ryzen 3 1200/FX4350
8 ГБ
NVIDIA GTX 960/1050Ti или AMD Radeon RX 470/R9 290,
можно играть в большинство игр, понижая сс если тормозят.

Начиная с:
i5-4590/16 ГБ/GTX 1060 (или аналогичного по мощности AMD) можно играть во все новые ВР игры на всех основных ПК-шлемах, понижая сс если тормозят.
Чем мощнее проц и видюха, тем больше сс и настройки графики в игре можно выставлять.

Сколько стоит ПК-шлем и ВР-совместимый ПК для игры во все ПК ВР игры?
Цены на новый шлем начинаются от 300$ за Квест2, б/у дешевле. Цены ПК (см. выше) смотрите по состоянию на текущий день. Если играете в обычные (не-ВР) ПК игры, то скорей всего у вас уже есть такой. Либо докупаете необходимый проц, память или видюху.

Какие ПК-шлемы сейчас продаются официально на территории России?
HTC Vive Pro/Cosmos https://vivestore.ru/
HP Reverb G2 https://www8.hp.com/ru/ru/vr/reverb-g2-vr-headset.html
Pimax https://ru.pimax.com/

Можно ли купить дешевле и что делать если устройство не продается официально на территории России?
Можно приобрести за рубежом, через интернет, с сайтов производителей шлемов, Амазон и пр. магазинов. В случае отсутствия возможности доставки на свой адрес, можно воспользоваться сервисами посредников, на текущий момент среди участников данной темы есть положительный опыт работы с: https://qwintry.com/ru ("Бандеролька"), https://www.buyusa.ru/.
Итоговая цена будет зависеть от способов доставки, стоимости услуг посредника, тамож. пошлины. Но получить официальное гарантийное обслуживание на территории РФ по вашему устройству вы не сможете.

Можно заказать Вальв Индекс на сайте Стим на адрес Бандерольки. Инструкция как заказать: Шлем VR (Виртуальной Реальности) HTC Vive и другие шлемы, совместимые с платформой Valve/SteamVR Lighthouse (Pimax 5/8K, XTAL, StarVR и др.), и игры для них. (часть 2), #7340 и далее.
Оплата таможенной пошлины: https://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=25:23900:10000#10000.

Квест2 можно купить в РФ с Амазон
https://www.amazon.com/Oculus-Quest-Advanced-All-One…QSDXZH9PZWGF3P8MZ
но многих банят, не очень понятно по какому принципу, так что похоже лотерея.

Либо искать б/у на Авито, Eбей и т.п.

Напрямую в РФ без посредников продает https://www.computeruniverse.net/ru/c/igry-i-razvlec…tualnoj-realnosti

У меня мало места в комнате, могу ли я играть в стоячие ВР игры?
Да. Почти все новые игры рассчитаны на стояние и верчение на 1 месте. Можете встать например прижавшись ногами к краю кровати. При поворотах и пр. движениях в реале важно чувствовать ногами край кровати, чтобы не отходить в стороны. Или например вырезать коврик от 1х1 метр и ступнями чувствовать его границы, чтобы не выходить за них. Закрывайте толстым картоном, одеялом и т.п. телевизоры, мониторы и пр. хрупкие, острые и т.п. предметы.

Как бороться с укачиванием в VR?
1. Основная причина укачивания - рассинхронизация движений тела в реале (сигналов от вестибулярной системы) с видимыми движениями в виртуале (сигналов от зрения). Мозг (подсознание) предупреждает неприятными ощущениями, для избегания возможного падения и травм. Со временем, часть людей привыкают и к рассинхрону. Всё индивидуально, но по опросам например на реддит, от 40% ВР игроков продолжает укачивать:
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSf2BkybV5BE…Oqw/viewanalytics
https://www.strawpoll.me/19110404/r
Поэтому избегайте игр с рассинхроном, по крайней мере на начальном этапе.
2. Начинайте с ВР игр, где есть вариант хождения "телепорт" в настройках, 90% игроков не укачивает с правильным (blink/fade/instant) "телепортом".
3. Или "виньетка" (туннельное зрение = сужение FOV при движении), что гораздо менее эффективно, чем "телепорт", но тоже помогает в какой-то мере.
4. Прекращайте играть при 1вых признаках укачивания. Терпеть нельзя, т.к. это только закрепляет в мозгу ассоциацию ВР с укачиванием.
5. Возвращайтесь к ВР только когда полностью исчезли все симптомы укачивания. Перерыв может занять от часа до неск. дней, всё индивидуально.
6. Пробуйте разные опции в настройках ВР игр, возможно что-то поможет лично вам. Например: snap turning = повороты рывками, выбор движения по направлению головы или по направлению махалки, движение маханием рук и др.
7. Понижайте настройки сс и графики в игре, если игра сильно тормозит, что усиливает рассинхрон.
8. Играйте стоя, повороты своим телом в реале. В игре используйте низкую скорость перемещения, избегайте прыжков, падений, полетов. Пробуйте закрывать глаза в неприятные моменты.
9. Некоторым помогает ходьба/бег на месте в реале во время перемещения в игре, датчики и/или проги отслеживания махания и/или тряски: Natural Locomotion, KatWalkVR, WalkOVR, PocketStrafe, Huge Robot VR и др.
10. Немного помогает молотый имбирь после ВР. Достаточно на краю чайной ложки, и запить например кефиром, чтоб не раздражать желудок. Таблетки от укачивания, например Драмамин - не рекомендую из-за побочных эффектов, напр. сонливость и др.
11. Пробуйте другие шлемы: с меньшим FOV, меньшими искажениями геометрии, френелем (если в вашем шлеме не-френель), механической регулировкой IPD (если в вашем шлеме её нет).
Или наоборот, пробовать шлем с большим FOV. В моем случае в Пимакс 5К+ с large FOV 155, укачка стала наступать раза в 2-4 позже, чем в ВайвПро с FOV 100, похоже из-за другого типа искажений геометрии.
Что в конструкции шлема понижает укачку (в моем случае по крайней мере): https://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=25:24131:14333#14333
12. Играйте с открытой форточкой в комнате, некоторым помогает вентилятор направленный в лицо.
13. Если играете в очках или со вставками с диптрийными линзами в шлеме - попробуйте играть в контактных линзах, с ними меньше искажений геометрии.
14. Связи укачивания в реале с укачиванием в виртуале - нет. Есть множество случаев, когда людей укачивает всю жизнь в транспорте, но в ВР укачки нет. И наоборот: в реале никогда не укачивает, а в ВР - укачивает.

У меня не запускается половина игр для SteamVR, в чём дело?
Возможно в имени пользователя Windows (и в имени папки профиля пользователя) используются русские буквы, попробуйте создать новую уч. запись в которой будут только латинские символы и цифры.

Совместимость маяков, палок, кастетов Lighthouse друг с другом?
Контроллеры 1.0 (черные палки) с базовыми станциями 2.0 не работают. Все остальные комбинации - работают.

Плохо работает Lighthouse трекинг (дрожит, теряется и т.п.) даже в центре игровой зоны комнаты, что делать?
1. Жестко прикрутить к стене крепления маяков, чтоб маяк не дрожал от вибрации встроенного мотора.
2. Маяки вешать в противоположных углах комнаты, выше головы стоя, повернуть вниз, чтоб смотрели на голову посередине игровой зоны комнаты. И что б маяки видели друг на друга.
3. На 1м маяке нажать кнопку и выставить букву А, на 2м - В.
4. Пробовать закрывать не-отражающей тканью все зеркальные и полу-зеркальные поверхности в комнате (люстры, тв, блестящий пол, стекла в окнах, шкафах, картинах, дверях и т.п.).
5. Если натяжные потолки в комнате, то пробовать прилепить скотчем на маяк козырек из картона, закрывающий маякам вид на потолок.
6. Пробовать менять положение и наклон маяков в комнате, уменьшать расстояние между маяками.
7. Пробовать подключать маяки через хороший (не-дешевый) Источник Бесперебойного Питания.
8. Кабель для синхронизации двух БС не нужен, если направлены (видят) друг на друга. Впрочем, лично я подключил на всякий случай. У БС 2.0 - кабеля уже нет.
9. НТС делали только маяки 1.0. Вальв делает 2.0 сам, уже без НТС. Угол охвата больше, т.е. будут работать в тех углах комнаты, где 1.0. уже теряли трекинг. На практике особой разницы нет.
10. Если ничего не помогло, то возможен брак/дефект маяков/шлема/махалок - пробуйте другие, обращайтесь в сервис.

Ремонт/замена по гарантии шлемов, маяков, махалок и др.
HTC Vive https://www.vive.com/ru/support/contactus/
Valve https://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=25:24131:12562#12562

Какой диапазон регулировки IPD поддерживают шлемы?
Vive/Pro 60 - 73мм.
Index 58 - 70мм.
Quest 2 - 58/63/68мм - только 3 позиции, плавной регулировки промежуточных - нет.

Какими прогами смотреть стереоскопические и VR 180/360 гр. картинки, фото и видео?
1. Virtual Desktop = VD = ВД https://store.steampowered.com/app/382110/Virtual_Desktop/
Если видео тормозит в ВД, то можно попробовать поменять DXVA2.0 на DX11 или наоборот в настройках Вирт. Десктопа (вверху слева), выставить 30Гц для плоского моника/телика в Панели управления Nvidia.
Так же Virtual Desktop (в версии для Oculus Quest1/2 + VD Streamer на ПК) используется для ПК ВР игр в Квесте по беспроводу через wi-fi роутер https://www.vrdesktop.net/ .
Другие видео плееры: https://store.steampowered.com/search/?term=video+Pl…er+&vrsupport=401
2. YouTube: https://store.steampowered.com/app/755770/YouTube_VR/
3. Blu-ray 3D (не сжатые): Эффект "погружения" - как достичь/углубить? (Сравнение и выбор: Oculus Rift, HTC Vive, 3D Vision и др.) (часть 3), #2739

У меня есть ПК-шлем, но нет махалок (контроллеров). В какие стоящие ВР игры можно играть без них?
С клавиатурой/мышью: https://store.steampowered.com/search/?term=vr&vrsup…=globaltopsellers
C геймпадом: https://store.steampowered.com/search/?term=vr&vrsup…=globaltopsellers

Какой прогой лучше измерить FOV шлема?
https://www.infinite.cz/projects/HMD-tester-virtual-…-database-utility -
"Download tool" на ПК, запустить, стрелками клавиатуры двигать полоски, пока не упрутся в видимые края экранов

В чем отличие ВР шлемов и не-ВР шлемов=стерео-очков?
Считается, что ВР-шлемы начинаются с FOV 70-80 и больше. Если меньше, то это не-ВР шлемы=стерео-очки. Их обсуждают в др. темах, например тут: Cinego Personal Cinema 4k - годный шлем для игр в FullHD. Переосмысление Sony HMZ
Так же на форуме есть отдельные темы для ВР шлемов:
Окулус Шлемы Oculus Quest/Rift и другие VR/AR шлемы Facebook, и игры для них.
Микрософт Шлемы Microsoft Windows VR/AR/Mixed Reality (Samsung, HP, Dell, Asus, Acer, Lenovo и др. совместимые, HoloLens) и игры для них.
PSVR Playstation VR (PSVR, Project Morpheus) - VR-гарнитура для PS4 (часть 2)

Моего шлема нет в списке совместимых на странице игры в Стим. Смогу ли я играть в эту игру?
90% ВР приложений/игр, кот. есть на Стиме - запустятся на любом ПК-шлеме. Надо пробовать конкретное сочетание игра-шлем-махалки. Заранее нельзя сказать. Можно почитать отзывы об игре на Стиме - там часто пишут, есть ли проблемы совместимости с каким-то шлемом/махалками.

Умрет ли ВР, как умерли стереоскопические 3D телевизоры?
Нет)) Большинство любителей 3D телевизоров перешли на ВР шлемы. Т.к. "погружение" не только в ВР играх, но и в 3Д стерео кино/видео в ВР шлемах гораздо лучше. Начиная с 2016 г. идет постоянный рост продаж ВР шлемов и игр. Падения не было ни в 1 году. По разным оценкам, на сегодня примерное кол-во владельцев шлемов: 3 млн. ПК ВР + 3 млн. Окулус Квест + 5 млн. ПСВР + 20 млн. пр. мобильных шлемов типа Кардборд, ГирВР и др.

Какие экраны в ВР-шлемах лучше: OLED или LCD?
В VR шлемах используют 2 типа экранов: OLED и LCD, у каждого есть свои поклонники. У OLED лучше насыщенность цветов, контраст, черный. У LCD лучше четкость благодаря структуре матрицы RGB, в отличии от Pentile OLED (кроме самых дорогих шлемов StarVR и Varjo). Желательно попробовать лично, чтобы понять, что вам лично нравится больше.


FAQ составлен Porgatory.


Что означают настройки проги PiTool шлема Pimaх?
(автор Alex TOPMAN, отюда и далее):
1. Убедиться, что вас установлена версия PiTool .262 или более новая, т.к. именно с этой версии была значительно оптимизирована загрузка ГП.

2. Hidden Area Mask (HAM) - позволяет не отрисовывать пиксели, нахоящиеся за пределами видимой в шлеме зоны (учитывается её не прямоугольность).

3. Smart Smoothing (SmSm) - работает похоже на vsync, синхронно ограничивая фпс под частоту шлема. Уполовинивает фпс при недостижении им частоты обновления экрана.
Но, если фпс недостаёт даже и до половины этой частоты, то порождает на экране шлема двоение изображений.

4. Foveated Rendering (только на видеокартах RTX и старше) - включать не рекомендуется. Выглядит вне свитспота ужасно, а производительность улучшает незначительно.

5. Compatible with Vive Only Games - в редких случаях помогает, если игра не запускается, не работают махалки и пр.

6. Backlight - яркость подсветки.

7. IPD Offset - программная регулировка IPD, некоторым помогает, если механической регулировкой не удается достичь комфортной стерео картинки, четкости и т.п.

8. Screen vertical offset - программная регулировка смещения картинки для 1 глаза выше/ниже 2го глаза. Некоторым помогает, у кого глаза расположены не строго на 1 горизонт. линии.

9. Motion compensation - сглаживает картинку движения махалок в динамике, но добавляет артефакты.

10. Parallel Projection (PP) - метод отрисовки картинки для шлемов типа Pimax с 2 экранами, расположенными под углом друг к другу, для коррекции искажений перспективы.
Если игра не поддерживает широкий FOV, как у старших моделей Pimax, то включение данной опции на широком FOV приводит к появлению двоения картинки на экране шлема, артефактам.
Если настройка не исправляет в игре каких-то явно некомфортных недостатков, то для очень больших FOV её рекомендуется отключать, из-за нелинейного роста разрешения рендера, необходимого для полного исправления искажений перспективы и, как следствие, сильного снижения производительности (чем шире FOV - тем больше % потерь).
Сравнение на примере Pimax 5k+:
FOV - PP off / PP on
Small - 2638 x 2633 / 2787 x 3291
Normal - 3202 x 2633 / 3852 x 3291
Large - 4267 x 2633 / 6949 x 3291

11. Качество Рендеринга" (config file: c:\Program Files (x86)\Steam\config\steamvr.vrsettings) Как этот показатель работает:
- Pitool обращается к драйверу: "Эй, картинка нужна в разрешении 8864 (взято из примера автора с его КР=2.0)."
- Драйвер отвечает: "Ок... Эй, SteamVR, дай мне картинку в разрешении 8864!".
- SteamVR сообщает: "Охх... игра по моим настройкам шлёт мне картинку в гораздо меньшем разрешении... Но, ок. Секундочку. Я апскейлю её для тебя.".
- Драйвер отвечает: "Ок, я жду".
- SteamVR обращается к игре: "У меня стоят настройки SS=25%, что значит в 4 раза меньше пикселей или в 2 раза ниже разрешение (т.к. осй две X и Y)."
"Таким образом, мне нужно от тебя картинку в разрешении 4432!".
- Игра отвечает: "ок...ок... Я отрисовываю(рендерю)... отрисовываю... отри... совы... ваю... Всё! Готово, смотри.".
- SteamVR говорит: "Отлично. Это я забираю. А теперь мне нужно апскейлить её для драйвера (и Pitool) до 8864, как они и просили.".
- Драйвер срашивает: "Эй, SteamVR. Ты ещё здесь? Я всё ещё жду! А, уже принёс, давай сюда. Спасибо. Я исправлю в ней перспективы под линзы VR шлема (warping).".
"И далее передам уже шлему на отображение... Pitool, готово. Работа выполнена.".
Что всё это значит? Pitool для шлема нужно результирующее разрешение, зависящее сразу от целого ряда от настроек: КР, SS, FOV и PP. И не важно, что именно там делает Steam VR, драйвер по указанию Pitool всегда будет "доделывать" работу, которую не мог или не обеспечил SteamVR (при этом, для ворпинга драйвером лучше подать именно апскейленное разрешение, а не "родное" или наоборот,
требует отдельной проверки - прим. Alex TOPMAN). В результате, вот что мы имеем по разрешению:
- если в SteamVR вы установили менее 100% SS - это разрешение будет доапскейлено драйвером от Pitool.
- если в SteamVR вы установили более 100% SS - это разрешение будет даунскейлено драйвером от Pitool.
- если в SteamVR вы установили ровно 100% SS - драйвер от Pitool менять разрешение не будет, а перейдёт сразу к ворпингу (warping).

Pitool ничего не делает с физическим разрешением экранов в VR шлеме. Ворпинг картинки выполняется его драйвером нелинейно и отдельно для каждого слоя субпикселей R-G-B (это необходимо для компенсации хроматических аберраций и преломления лучей света в линзах VR шлемов, отличающихся у разных моделей Pimax). Из-за неровной формы линз, у разных видимых глазом участков изображения в VR шлеме плотность виртуальных пикселей различается (поэтому они и названы "виртуальными"). Таким образом, настройка SS в Pitool задаёт лишь степень избыточности или недостаточности разрешения для самой операции ворпинга исходя из предпочтений пользователя
в пользу большей производительности (фпс) игры или повышения качества картинки. Подчёркиваю, все предлагаемые пользователю настройки разрешений в Pitool и SteamVR являются промежуточными для разных этапов обработки картинки, а не результирующими. Но, их значения прямым образом определяют сложность той или иной операции и влияют на производительность того железа, которое выполняет эту стадию работ и легко может выступить "узким местом" в производительности всего конвейера отрисовки.
Точные методы упомянутых трансформаций неизвестны. Но, чем больше разрешение картинки - тем точнее выполняется трансформация. И Pitool 2.0 делает её много лучше версии 1.0. Также отмечено, что картинка со SteamSS 25% and Pitool 2.0 также выглядит лучше (чище и имеет меньше артефактов), хоть и потребляет больше ресурсов ГП. (по крайней мере такое имеет место на Pimax 8k с его субпиксельной структурой матрицы. На аналогах Pimax 5k этот факт требует проверки и уточнения.)

Полезные статьи:
Как трансформируются 2д кадры из игры (для каждого глаза) в ракурсы для шлема Pimax (стадии PP и Warping):
https://community.openmr.ai/t/pimax-native-projectio…nsformation/15775
Как влияют настройки "SuperSampling" в Steam VR и "качество рендеринга" в PiTool на качество картинки в VR игре по отдельности и вместе:
https://community.openmr.ai/t/how-the-render-target-…rk-together/19506

Какие настройки можно попробовать для улучшения качества и производительности Pimax?
1. Изменить “MaxRecommendedResolution” в default.vrsettings у Steam по адресу: C:\Users\ user-name \AppData\Local\openvr\steamvr.vrsettings
(правильный путь до этого файла настроек можно найти при помощи vrpathreg.exe, лежащего в папке: …\Steam\steamapps\common\SteamVR\bin\win64)
Для исправления ряда настроек есть написанная энтузиастами утилита: (найти ссылку)
“steamvr” : {
“background” : “#FF000000”,
“installID” : “YOURIDVALUE”,
“lastVersionNotice” : “1.7.15”,
“lastVersionNoticeDate” : “1568937933”,
“allowSupersampleFiltering”: true,
“allowAsyncReprojection” : false,
“allowInterleavedReprojection” : false,
“enableDistortion” : false,
“maxRecommendedResolution” : 8532, (как вариант "16384")
“motionSmoothing” : false,
“preferredRefreshRate” : 90, (для задания нужных значений там, где они по умолчанию отсутствуют)
“supersampleManualOverride” : true,
“supersampleScale” : 0.25
}
2. GPUSpeed’s = 2000;
3. gpuSpeedRenderTargetScale = 1.5m;
allowSupersampleFiltering = false;
supersampleScale = 1;
4. В настройках видеодрайвера желательно деактивировать перед запуском VR опции, которые в VR не задействуются (3D VISION) или дублируются (АА), т.к. они жрут
производительность. Но, обязательно проверить "дублируемые". Например, в Overload драйверный АА даёт эффект на Pimax Artisan, а игровой АА - почему-то нет.

Лайфхаки для Pimax?
1. Приём для улучшения Фов на normal: ставим Фов на Нормал и перезагружаем стим ВР. Затем, в Питуле, снова ставим на большой без перезапуска стим ВР!
Эта манипуляция снимет дополнительные чёрные рамки по краям Фов. И Фов увеличится.
2. HelixVision в ряде игр, выдаёт схожую производительность с VorpX. 3D эффект же, несоизмеримо вариативнее и лучше можно настроить.
Можно запускать игры, которых нет в списке! Нужно в меню Катанги, в настройках переключиться с VR, на простое 3D! Тогда в списке появятся все игры, которые установлены на твоём ПК, поддерживающие 3D vision. Любую из них, можно попробовать запустить в VR. Есть три иконки для запуска 2D / 3D / VR.
У автора мнения запустилось 40% игр официально не поддерживаемых пока.
3. Чтобы включить управление мышкой в PVRHome, надо зайти сюда: C:\Users\******\AppData\LocalLow\Pimax\PVRHome и в файле "userSettingsPVR.json" изменить строки:
“monitorMode”: “window”,
“mouseEnabled”: true,


Что ещё можно попробовать, чтобы убрать/уменьшить тормоза (лаги, статтеры и т.п.) в ВР играх, если переустановка Виндоус, перебирание разных драйверов видеокарты и пр. не помогло?
https://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=25:24131:13668#13668

Что означают цифры кодов ошибок SteamVR?
https://virtualrift.net/rasshifrovka-i-reshenie-rasp…oshibok-steamvr#7